Березовский: Когда Путин уйдет, я вернусь

        В рамках проекта "Кто правит вашим миром?" BBC взяла интервью у ряда политиков, которые обладали значительным влиянием, но впоследствии его потеряли.
        Российского предпринимателя Бориса Березовского относят к числу тех, кого называют первыми российскими "олигархами", баснословно обогатившимися за счет овладения крупными кусками государственной собственности в период непосредственно после краха коммунизма. Он поделился с Би-би-си своими мыслями.
        Когда Березовского, который контролировал несколько крупных компаний и средств массовой информации, обвинили в мошеннических действиях и экономических преступлениях, он покинул Россию и перебрался в Лондон, получил политическое убежище в Великобритании и дорожные документы на имя Платона Еленина. Cам Березовский связывает выдвинутые против него обвинения с его политической деятельностью.
        "Я познакомился с президентом [Владимиром] Путиным в начале 90-х годов ХХ века. Он оказался весьма полезным. Мы стали общаться. В то время я начал заниматься бизнесом в Швейцарии, он ездил со мной кататься на лыжах и тому подобное.
        Особенной близкой дружбы между нами не было, но мы приятельствовали и, как вы помните, Путин пошел на президентские выборы [под лозунгами продолжения] политики президента [Бориса] Ельцина.
        Он говорил о необходимости демократии, свободы прессы, политической деятельности и развития рыночной экономики. Однако став президентом, резко поменял свои взгляды.
        Я категорически возражал против этого, приводя определенные доводы. У меня было немало аргументов в пользу того, что это была ошибка.
        Прежде чем Путин стал президентом, я просил лишь об одном: в любое время иметь возможность представлять мою точку зрения при том, что он сможет выдвигать свои доводы, если наши точки зрения не совпадают.
        Конечно, последнее слово оставалось за ним, потому что он - президент и он, а не я отвечает за принятые решения.
        Я хотел лишь иметь возможность обсуждать с ним [проблемы], и он с этим согласился.
        Однако позднее я понял, что на самом деле он не в состоянии смириться с тем, что войну в Чечне выиграть нельзя. Ее продолжение приведет к всплеску терроризма, а не к его обузданию.
        Ограничение полномочий законодательной власти и концепция "вертикали власти" [взятая на вооружение Путиным], [в свое время] привели к распаду СССР, и это приведет к распаду России.
        Поняв, что Путин не склонен принимать мои доводы, я открыто выступил с ними в парламенте и в прессе. Ему это не понравилось.
        Последней каплей стало то, когда он заявил, что хочет получить личный контроль над главным телеканалом страны, ОРТ.
        В то время 51% акций ОРТ принадлежало государству, а 49% - мне. Он заявил, что я хочу лично руководить ОРТ и поэтому должен немедленно вернуть свои акции государству.
        Я категорически отказался, так как был не согласен с этим. Тогда мы виделись в последний раз. Через две недели прокуратура возбудила против меня уголовное дело.
        Я осознал, что это уже серьезный политический конфликт. Три месяца спустя они арестовали моего друга [бывшего заместителя гендиректора "Аэрофлота" Николая] Глушкова. Я понял, что больше мне в России оставаться нельзя, и уехал.
        Конечно, это было трудное решение.
        Я плохо разбираюсь в людях. Мне трудно сказать, кто - предатель, кто - хороший, кто - плохой.
        Но я отлично разбираюсь в процессе и ясно уловил, что если Путин пошел на ограничение демократии в России, то он нарушит ее базовые механизмы.
        Он ни перед чем не остановится. Он пойдет на новый круг авторитаризма в России, и соучаствовать в этом мне не хочется.
        Напротив, я намерен бороться против этого. Именно поэтому [совсем неплохо, что] я не у власти. Мне так проще разъяснять свою позицию.
        У Путина нет никаких шансов на политическое выживание, даже до выборов 2008 года.
        Я буду делать все, что в моих силах, чтобы не дать ему много времени и уверен, что вернусь в Россию, когда Путин лишится власти, что неизбежно произойдет.
        Сейчас для меня главное в жизни - политическая деятельность. Мне это нравится. Я уверен, что если решусь вновь участвовать в российской политической жизни, то пойду во власть".

Новости партнеров

Выбор читателей