Алкогольный рынок России под угрозой

        Алкогольный рынок РФ не спасут прогрессивные законы при сохранении "средневековых принципов" отношения к отрасли как со стороны ее игроков, так и представителей власти. Такое мнение высказала эксперт совета по акцизной политике Госдумы Марина Петрухина, оценивая ситуацию в отрасли, сложившуюся со вступлением в силу с 1 января 2006 г. новой редакции ФЗ N102 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
        В связи с тем, что правительство РФ и ответственные министерства не успели подготовить к моменту вступления в силу дополнительных распоряжений, постановлений и положений, которые призваны сделать закон дееспособным, с 1 января 2006 г. алкогольные предприятия России прекратили выпуск продукции. Основная причина - отсутствие новых спецмарок: марки оклеиваются в процессе производства, то есть создать "запас" продукции для последующей оклейки невозможно технически.
        При этом в розничной сети хождение марок старого образца продлено до 31 июня 2006 г., и теоретически производители могут оклеить "старые" марки, если получат специальные купоны, подтверждающие доплату акциза.
        Прежде акциз подтверждался двумя марками - федеральной специальной (ФСМ) и региональной специальной (РСМ), при этом в 2005 г. ФСМ, которую предлагается сейчас использовать для временной оклейки, подтверждала 20% общей стоимости акциза. Однако большинство производителей, присутствовавших на прошедшем 25 января 2006 г. конгрессе производителей алкоголя, и представителей власти (депутатов, министерских функционеров, налоговиков) заявили, что розничные организации отказываются принимать продукцию, оклеенную марками старого образца.
        Сейчас предприятия реализуют продукцию, произведенную еще до начала января 2006 г. Однако у некоторых предприятий, не рассчитывавших на столь долгий простой по причине законодательной неразберихи, запасы продукции на 27 января 2006 г. уже исчерпаны.
        Так, московский завод "Кристалл" 26 января 2006 г. прекратил отгрузку алкогольной продукции, со склада предприятия были проданы последние запасы водки, выпущенные до 1 января. По некоторым данным, запасы алкоголя будут исчерпаны на большинстве заводов "Росспиртпрома" через 1-2 недели. С аналогичными проблемами вскоре могут столкнуться и другие крупные предприятия отрасли.
        Появление спецмарки на предприятиях ожидалось, по последним заявлениям МЭРТ РФ и Минфина РФ, 27 января 2006 г. "Марки сегодня на завод так и не поступили, мы не ожидаем, что запустимся в понедельник, 30 января", - сказала пресс-секретарь группы "ОСТ" Юлия Исаева.
        Подобная ситуация характерна для всех предприятий России, при этом представители ФНС РФ заявили, что марки на ликеро-водочную продукцию уже отпечатаны Гознаком, однако таковых еще нет для винной продукции и импортной. Тем не менее, выдача новых марок может производиться только после выхода особого регламентирующего эту процедуру распоряжения.
        В то же время, сегодня первый среди российских производителей - АО "Нижегородский завод шампанских вин" (НЗШВ, Нижний Новгород) - подал в Арбитражный суд иск к правительству РФ по факту затягивания процесса принятия постановлений, регулирующих работу отрасли, приведшего к многомиллиардным убыткам. Однако юристы завода отказываются называть сумму ущерба, понесенного НЗШВ за время простоя, и не комментируют, стоит ли вопрос о прекращении деятельности производства.
        "Такие иски преждевременны, поскольку беспочвенны: предприятия не могут пока подсчитать и доказать наличие ущерба, к тому же в январе все пока реализовывали остатки декабря. Потому назвать серьезным подходом такой шаг нельзя, если только актом отчаяния", - сказала М.Петрухина. Однако большинство производителей и отраслевых организаций морально поддержали заявление НЗШВ. Так, по мнению пресс-секретаря Союза участников алкогольного рынка (СУАР) Вадима Дробиза, такой шаг очень своевременен, так как обнажает глубинные проблемы отрасли и недостатки нового закона, особенно в части его реализации.
        "Нынешняя ситуация показывает глубокий кризис отрасли, который отражается не только в наличии контрафакта, а в отношении к принципам работы в этой отрасли и управления этой сферой. Обстановка напоминает революционную, когда "верхи не могут, а низы не хотят", т.е. по-прежнему нет обоюдного стремления со стороны участников рынка и чиновников прийти к грамотной и спокойной реализации закона, который создавался совместно", - заключила М.Петрухина.

Новости партнеров

Выбор читателей