Гигантский протогалактический шар несется с фантастической скоростью

Анализируя данные рентгеновского телескопа, установленного на спутнике XMM-Newton, европейские исследователи обнаружили космический объект просто с шокирующими характеристиками: огромный огненный шар, превышающий по размеру сверхгигантскую галактику и перемещающийся в пространстве со скоростью более 750 км/секунду.
        Колоссальный космический объект находится в галактическом кластере Abell 3266, содержащем порядка ста миллионов галактик, и имеет размер порядка трех миллионов световых лет (в пять миллионов раз больше Солнечной системы!).
        Несмотря на удаленность в несколько миллионов световых лет, пространственные параметры вполне можно оценить как впечатляющие: на карте неба в гамма-диапазоне объект выглядит как круглое свечение с кометоподобным хвостом (остающимся в результате движения), по угловому размеру примерно равное половине лунного диска.
        По словам профессора астрофизики Марка Хенриксена, газовый шар как целое удерживает темная материя, играющая роль "гравитационного клея".
        Но, мчась внутри галактического кластера, шар играет с кластером в гравитационное "перетягивание каната", в результате которого явно выигрывает последний, вытягивая шлейф вещества из шара и делая его похожим на гигантскую комету. По оценкам специалистов, на "хвост" ежечасно тратится масса порядка одной солнечной!
        "Размер и скорость этого газового шара поистине фантастические", — комментирует открытие участник исследования Алексис Финогенов", профессор университета Мэриленда. Ученый полагает, что здесь речь идет, может быть, о "строительном материале" для будущей галактики.
        Впрочем, доктор Франческо Миниати, также участвовавший в обработке данных телескопа, сказал, что астрономов интересуют не столько размер, сколько роль этого шара в формировании и эволюции Вселенной.
        И хотя недавно обнаруженный объект остается самым масштабным среди себе подобных, астрономы успокаивают: для жителей Земли никакой опасности он не представляет.