На свободу: рубль становится конвертируемой валютой

        Свободно конвертируемый рубль долгие годы оставался мечтой жителей России.
        Советский человек хотел, чтоб его деньги уважали, как фунты, доллары или франки, и вздыхал о давно минувших временах золотых рублей.
        Так что первым шагом на пути превращения рубля в валюту можно считать отказ советского правительства сажать и расстреливать за валютные операции.
        А когда повсюду появились обменные пункты, и банки стали открывать гражданам счета в иностранной валюте, подавляющему большинству стало вообще безразлично, насколько рубль отличается от СКВ.
        Долгие годы рубль был внутренне конвертируемой валютой, а всевозможные запреты и ограничения на его ввоз и вывоз становились все менее заметными.
        С укреплением экономики и ростом валютных запасов Центрального банка прибегать к запретительным мерам и ограничениям становилось бессмысленным.
        С 1 июля снимаются последние ограничения, касавшиеся, в основном, иностранных инвестиций в российские облигации.
        Российские политики от президента и ниже увязывали свободную конвертируемость рубля с престижем страны. Действительно, Россия - единственная страна в "Большой восьмерке", чья валюта не является полностью конвертируемой.
        В мире - около двух десятков стран с полностью конвертируемой валютой, то есть, в частности, с отсутствием ограничений на ввоз и вывоз капитала.
        Для них сегодня ограничения на движения средств - следствие законов о борьбе с отмыванием капиталов, а не внутренних ограничений.
        Но среди этих стран многие проходили через периоды валютных запретов. Так, к примеру, в Британии еще лет 40 назад перевод денег за границу или, скажем, покупка техасским миллионером дома в Челси были весьма затруднительны.
        Теперь и Россия сможет похвастаться конвертируемостью.
        Как говорит аналитик инвестиционной компании Rye, Man and Gor Securities Наталья Колупаева, "это довольно рискованный, но неотъемлемый шаг политического руководства к повышению инвестиционной привлекательности страны".
        Некоторые следствия этого банкиры называют сразу: повысится приток иностранных средств на рынок облигаций, объем которого пока относительно невелик.
        Кроме того, можно ожидать увеличения прямых иностранных инвестиций, а значит, и притока иностранных технологий и методов управления.
        Впрочем, по мнению руководителя проекта DELTA российского "Инвестсбербанка" Игоря Суздальцева, снятие последних ограничений "носит в большой мере психологический характер".
        Не то, чтобы иностранный инвестор не мог прийти на российский рынок облигаций до сих пор, но теперь ему не надо класть на специальный счет часть вкладываемых денег под символический процент или думать о способах вывоза прибыли.
        В чем-то это сродни существовавшим ограничениям на покупку иностранцами акций "Газпрома" - не то, чтобы желающие не знали, как их обойти, но как только препоны были сняты, головной боли стало меньше и желающих стало больше.
        Мечтая о конвертируемости, советский человек представлял, как зайдет в любой банк в Лондоне или Нью-Йорке и обменяет свободно и без хлопот свои рубли на фунты или доллары.
        В чем-то эта мечта реализовалась давно - в Китае, Турции, Украине, Латвии, Польше и других странах, с которыми есть активная торговля и обмен путешествующими, спрос на рубли существует. Обменять рубли можно даже в Лондоне, но курс крайне невыгоден - у банков нет спроса.
        Как говорит Суздальцев, "для конвертации нужны возможность и желание обменивать, возможность уже есть, желание - пока небольшое". Он, вслед за президентом Путиным, надеется, что спрос появится, когда за рубли будут продавать основные позиции российского экспорта - нефть, газ и лес.
        Однако более пессимистичный аналитик одного из лондонских хедж-фондов подчеркивает, что простая смена ценников еще ничего не значит - торговля за рубли будет действенной, когда цены не будут колебаться вслед за колебаниями доллара. До тех пор вся торговля за рубли будет лишь краткосрочной обменной операцией.
        Спрос на рубли может повыситься, если страны, имеющие большой объем торговли с Россией, например, Китай, часть своих золотовалютных резервов переведут в рубли. При полной конвертации это вполне возможно.
        Однако рост спроса может привести к дальнейшему удорожанию рубля. Так называемый "индекс Биг-Мака", считаемый британским журналом "Экономист" и сравнивающий цену идентичного во всем мире гамбургера, дает курс доллара на уровне 15 рублей.
        По мнению Натальи Колупаевой , "мы не исключаем приближения обменного курса рубля к этой цифре в ближайшие годы, хотя, согласно среднесрочному прогнозу МЭРТ, среднегодовой курс рубля не опустится ниже 26 рублей вплоть до 2009 года".
        Одним из следствий полной конвертации станет запуск компанией Lava Trading трейдинга в рублях. А значит, резко возрастет объем спекулятивных операций с рублем, и Центробанку будет труднее удерживать рубль от сильных колебаний.
        Говоря о конвертируемости, держатель рублей зачастую имел в виду еще одно - стабильность, прочность обменного курса.
        Этого полная конвертируемость не обещает и обещать не может.
        По мнению опрошенных российских банкиров, полная конвертация лишь усилит удорожание рубля.
        Однако это, скорее, отражение общей тенденции, чем непосредственное следствие снятия последних барьеров.
        Дорожающий рубль крайне невыгоден экспортерам и тем, кто на внутреннем рынке конкурирует с импортом. Выгоден же он импортерам и тем, кто занят внутри России "отверточным производством", потому что при нем комплектующие становятся дешевле, а рост стоимости труда, составляющий небольшую долю в стоимости производства, компенсируется ростом цены.
        Так, например, на автомобильном рынке, дорогой рубль невыгоден АВТОВАЗу (впрочем, его оберегают высокие ввозные пошлины), а тем, кто занят сборкой иностранных машин и импортом новых или подержанных иномарок, - наоборот.
        По словам вице-президента группы компаний ИНЕЛ, выпускающей под Москвой компьютеры, "укрепление рубля в долгосрочной перспективе нам на руку - стоимость импортных комплектующих снизится, а повышение производственных издержек будет скомпенсировано ростом спроса".
        Выгоден крепнущий конвертируемый рубль тем, кто получает доходы в рублях, да еще и индексируемую вслед инфляции - для них и импорт станет доступнее, и традиционно начисляемые в долларах услуги, и заграничные поездки.
        Хуже - тем, чьи зарплаты зафиксированы в долларах.
        Ждать же, что немедленно после 1 июля все в России станет исчисляться в рублях, не стоит. Как рассказали в одной иностранной компании, занимающейся в России строительством и сдачей в аренду складских и офисных помещений, все - от счетов, выставляемых ей рекламщиками, до арендных плат, взимаемых ею с клиентов - считается в долларах.
        Так что мгновенных перемен от отмены ограничений россиянам ждать не стоит. Однако при соблюдении разных условий - от инвестиционной привлекательности страны до развития туризма и политики Центробанка - рубль вполне сможет занять (или, как полагают любители истории, вернуть) место среди востребованных конвертируемых денег на свободном валютном рынке.

BBC

Новости партнеров

Выбор читателей