Медведев поспорил с Сурковым о "суверенной демократии"

        Первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев считает преждевременными разговоры о партийном президенте в России. Однако он уверен, что в будущем глава российского государства будет партийным.
        "Не уверен, что сейчас наше гражданское общество, а тем более все население страны готово к появлению партийного президента", – заявил вице-премьер в интервью журналу "Эксперт", опубликованном в понедельник. Медведев считает, что президент должен быть партийным при развитой политической системе, где существует несколько крупных политических партий.
        Пока же возможна ситуация, "когда президент формально партийный, но фактически является внеполитической фигурой (что, собственно, отчасти просматривается в нашей Конституции). Но тогда это не развитая партийная система", – отметил первый вице-премьер.
        "Говорить же сейчас о том, что президент должен обязательно "выйти из шинели" какой-то одной партии, пусть даже очень просторной, сегодня преждевременно. Но то, что в перспективе будет именно так, для меня очевидно", – заявил Медведев.
        Отметим, что замглавы президентской администрации Владислав Сурков на недавней встрече с иностранными журналистами заявил, что вступление действующего президента РФ в одну из существующих партий – дело ближайшей перспективы.
        В интервью "Эксперту" Медведев также заявил, что ему не нравится термин "суверенная демократия", который часто использует в своих выступлениях Владислав Сурков.
        "Мне кажется, "суверенная демократия" – далеко не идеальный термин, впрочем, как и любой другой. Гораздо более правильно говорить о подлинной демократии или просто о демократии при наличии всеобъемлющего государственного суверенитета", – заявил Медведев. По его словам, что "если же к слову "демократия" приставляются какие-то определения, это создает странный привкус". "Это наводит на мысль, что все-таки речь идет о какой-то иной, нетрадиционной демократии. И сразу же задается определенный угол зрения. Особенно в комментариях некоторых наших партнеров", – пояснил он.
        "Демократия и государственный суверенитет должны быть вместе. Но одно не должно подавлять другое", – подчеркнул первый вице-премьер России, добавив, что, возможно, у него "на это более формальный взгляд, чем у коллег".
        Медведев уверен, что "демократия – абсолютно фундаментальная вещь, и ее можно противопоставлять только диктаторским и тоталитарным режимам".
        "Что касается суверенитета, то не следует забывать, что он означает верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость вне пределов государства. Поэтому, когда говорится о таком признаке государства, как суверенитет, имеются в виду именно эти качественные категории. Они в не меньшей степени важны, чем сама демократия. Но это все-таки понятия, находящиеся в разных плоскостях", – добавил он.
        При этом первый вице-премьер заявил: "Я приверженец конструкции реального политического суверенитета, то есть суверенитета государства". Он также отметил, что "в выражении "суверенная демократия" просматривается еще и калька с английского sovereign democracy". "Но для нас эта калька не вполне подходит. Во-первых, у нас разное понимание и правовой системы, и даже некоторых правовых терминов. Во-вторых, в этой конструкции термин sovereign, по-видимому, означает все-таки не "суверенный" в нашем понимании, а "государственный" или "национальный", – сказал Медведев.
        Первый вице-премьер также заметил, что термин "суверенная экономика" ему "нравится еще меньше".
        "Если суверенная демократия – это демократия плюс жесткий государственный суверенитет, то это вполне обоснованно. Но если буквально трактовать термин "суверенная экономика", то это государственная экономика", – пояснил Медведев. Однако, по его словам, он не является сторонником "идеи огосударствления экономики".
        "Кроме того, если рассматривать термин "суверенитет" как эквивалент независимости, то возникает вопрос: что такое независимая экономика? Все экономики друг от друга зависимы, они не могут быть полностью независимыми в условиях глобализации. Более того, по ряду параметров мы стремимся к зависимости. Возьмем идею обмена промышленными активами в энергетике, столь популярную в последнее время. Это же прямая зависимость друг от друга. Европейцы нам говорят: вы нас ставите в сложное положение, мы начинаем избыточно зависеть от российских поставок газа. Но если мы осуществляем обмен активами, то тогда и мы попадаем в аналогичную зависимость. И это самая крепкая форма экономического взаимодействия", – отметил министр.

Новости партнеров

Выбор читателей