Шведские игры: СЕГ попал под выборы

        Некоторые страны бассейна Балтийского моря высказывают серьезные опасения по поводу вредного воздействия Северо-Европейского газопровода (СЕГ) на экологию региона.
        В частности, премьер-министр Швеции Йоран Перссон заявил на днях, что намеченное строительство "может потревожить подводные захоронения отравляющих веществ и проект следует перенести на сушу".
        Выступая в минувшую пятницу на конференции глав правительств Балтийского бассейна, он заявил, что прокладка газопровода может "потревожить донные отложения, где десятилетиями копились мины, отравляющие вещества и прочее". "Так можно спровоцировать крупное экологическое потрясение, вдобавок к прочим проблемам Балтийского моря", - сказал премьер.
        Он сообщил, что по инициативе Швеции страны региона Балтийского моря обсудят с руководством компании, осуществляющей проект, перспективы строительства газопровода.
        Некоторые эксперты разделяют тревогу Перссона. Другие эксперты считают его высказывания политическим приемом, призванным повысить его популярность в преддверии предстоящих в стране парламентских выборов.
        Проект, реализацией которого занимается компания North European Gas Pipeline Company (NEGPC), предусматривает прокладку около 1200 км трубопровода по дну Балтики между Россией и Германией с целью обеспечения бестранзитной доставки российского природного газа на рынки Западной Европы.
        51% акций NEGPC принадлежит российской компании "Газпром", а по 24,5% - его немецким партнерам BASF и E.ON. Трасса газопровода должна пройти по территории России, Германии, Финляндии, Дании и Швеции. Ожидается, что СЕГ начнет работать в 2010 году.
        Возглавляет совет акционеров консорциума по строительству Северо-Европейского газопровода экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер.
        Представитель петербургского отделения организации "Гринпис" Дмитрий Артамонов считает, что в заявлении шведского премьера может заключаться "какой-то элемент политики". Однако эксперт указал на "определенную опасность того, каким образом газопровод будет проводиться".
        Эколог считает, что "сам по себе газопровод - вещь достаточно экологически безвредная". Однако, по его словам, "никто не может сказать", где точно находятся захоронения химического оружия, "никаких достоверных карт не существует, и полноценных исследований не проводилось".
        Артамонов убежден в необходимости проведения детального обследования морского дна в тех районах, где пройдет трубопровод, и убедиться на 100%, что химоружия там нет.
        Вместе с тем, он выразил сомнение в том, что задействованные в проекте СЕГ российские компании, "зная их отношение к экологическим вопросам, особенно, когда речь идет о гигантских проектах с большими деньгами, выполнят эту работу качественно".
        "Если захоронения химоружия будут затронуты, то проблема для Балтики, в том числе для Санкт-Петербурга, может оказаться огромной", - подчеркнул представитель "Гринпис".
        Противоположного мнения придерживается президент Союза "За химическую безопасность" Лев Федоров. Он сообщил, что не видит необходимости в корректировке маршрута газопровода.
        По его словам, трасса газопровода проходит между двумя захоронениями химического оружия. Одно из них, утверждает Федоров, находится вблизи Литвы, на траверзе расположенного неподалеку латвийского порта Лиепая - там в 1947 г. советской стороной было захоронено 900 т немецких отравляющих веществ.
        Другое захоронение расположено в районе датского острова Борнхольм, там затоплено больше 11 тыс. т химического оружия. "Американская и английская стороны затапливали химоружие совсем в других местах", - отметил эксперт.
        Он утверждает, что труба будет проложена "в 100 км от "литовского" и в 30-50 км от "датского" захоронений", о существовании которых проектировщики "знали заранее".
        Федоров убежден, что заявление Перссона - "чисто политический ход, который к реальному газопроводу и к реальной экологии Балтийского моря отношения не имеет".

BBC

Новости партнеров

Выбор читателей