Российские атомщики установили мировой рекорд

Специалисты Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (предприятия Росатома) установили мировой рекорд. Им удалось сжать плазму гелия и дейтерия при экстремально высоких давлениях до 50 миллионов атмосфер. Полученные результаты могут использоваться для выяснения особенностей явлений, протекающих в глубинах планет и звезд.
        Кроме того, во ВНИИЭФ создан газовый лазер нового типа с повышенным коэффициентом полезного действия, он составляет почти 50%. Прибор может использоваться в лазерной локации, в системах наведения излучения, в технологических и медицинских лазерных установках. "Результаты экспериментов по уровню достигнутой мощности превосходят результаты, полученные на данный момент в лабораториях мира", - отмечается в материалах Академии наук.
        Также на базе ядерного реактора СМ-3 на площадке предприятия Росатома "Научно-исследовательский институт атомных реакторов" (НИИАР, Димитровград) совместно с входящим в "Курчатовский институт" Петербургским институтом ядерной физики имени Константинова начат эксперимент по поиску так называемого стерильного нейтрино, которое, возможно, является частицей темной материи.
        Кроме того, сотрудники Физико-энергетического института имени Лейпунского, входящего в Росатом, обнаружили так называемый распад нагретого тяжелого ядра на холодные фрагменты. Это открытие удалось сделать при делении атомных ядер быстрыми нейтронами. До этого физики в разных лабораториях мира на протяжении 30 лет пытались найти экспериментальное подтверждение этого вида распада. Открытие поможет создавать более безопасные атомные энергетические установки.
        А специалисты академического Института проблем безопасного развития атомной энергетики создали новый интегральный код СОКРАТ-БН, предназначенный для анализа безопасности реакторных установок на быстрых нейтронах с натриевым теплоносителем. Энергоблоки с реакторами на быстрых нейтронах могут существенно расширить топливную базу атомной энергетики и минимизировать радиоактивные отходы за счет организации замкнутого ядерно-топливного цикла.