SpyLOG
YTPO.ru, новости дня
Тема недели

Загранпаспорт можно получить где угодно

Россияне имеют право подавать документы в ФМС в любом регионе вне зависимости от прописки, постановил Верховный суд

Москвичам отключают горячую воду

В столице началась плановая летняя профилактика. Она продлится до 31 августа

Планета опустела на треть

Из-за вмешательства человека многие виды растений и животных оказались на грани вымирания



 
Топ 10: Самое популярное
Сегодня в номере

Верховной раде грозит самороспуск

Депутаты не способны работать вместе и "дальше невозможно наблюдать это безобразие", считает спикер

Автомобили становятся не по карману

Средние расходы на приобретение автомобилей вернулись к уровню кризисного 2009 года

Подмосковный лес подожгли вместе с шашлыком

Сильный лесной пожар в Ногинском районе начался из-за неосторожного обращения с огнем

Найдены неизвестные аудиозаписи "17 мгновений весны"

Магомаев в свое время исполнил песни для знаменитого шпионского сериала. Но режиссер картины от них отказалась

Оппозиция помогла ОМОНу улучшить жилищные условия

За разгон митинга на Болотной стражам порядка выдали двухкомнатные квартиры

Лучшие бойцы и самые красивые девушки на битве под Москвой

В Крокус-Сити 7 июня состоится яркое спортивно-светское событие FIGHT NIGHTS

Парад планет 6 июня очень опасен для здоровья

Венера окажется между Землей и Солнцем, но наблюдение за редчайшим явлением чревато неприятными последствиями

Вячеслав Никонов на YTPO.Ru

Страница загружается!

Вячеслав Никонов

Вячеслав Никонов

Политолог, историк

Известный политолог, исполнительный директор фонда "Русский мир" и президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов ответил на вопросы наших читателей в режиме online. Он оценил попытки политических партий использовать национальный вопрос в предвыборной агитации, а также рассказал, как можно ассимилировать гастарбайтеров и сохранить русскую культуру.

Онлайн завершён
  • Отправить в:
Страницы комментариев:
  • Галина Сергеевна Москва 16/11-13:51
    Здравствуйте. Вам, как директору "Русского мира" близки лозунги партий, которые аккурат перед выборами задались русским вопросом? Я, конечно, считаю этот вопрос очень важным, но...Невооруженным глазом видно, что все эти призывы - лишь способ привлечь националистически настроенную часть электората, тем более в условиях нынешней ситуации, когда межнациональная проблема в России встала весьма остро
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    У нас национальный вопрос всегда стоял остро. Что мы видим в последние годы - это подъем национального русского самосознания. Процесс важный, и я не назвал бы это ростом национализма. Просто русские впервые осознают себя как нацию. В Советском Союзе у многих была советская идентичность. Людей воспитывали в духе пролетарского интернационализма. Во многом это было противоестественно. Но это было и неизбежно, когда русские составляли меньшинство населения, как в СССР. В России русских больше 80 процентов. Русская национальное государство как государство гражданской нации возможно. При этом не надо путать национальное возрождение, чувство самоуважения и патриотизм с одной стороны и национализм - с другой. Патриотизм - это уважение себя, уважение своего. И это хорошо. Национализм - это отрицание другого. И это плохо. Россия, конечно, для русских. Но не только. Иначе получим Татарстан для татар, а Ханты-Мансийский автономный округ для хантов и манси. Страну развалим.
    16/11-17:49
  • Виктория Москва 16/11-13:45
    Как вы считаете, парламентские выборы можно назвать репетицией голосования за нового президента РФ?
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Да, безусловно. Путин - лидер "Единой России", и количество голосов, поданных за нее, будут отражением доверия к ее кандидату на будущих президентских выборах.
    16/11-17:48
  • Елена Москва 16/11-11:37
    Добрый день. Наше правительство собирается (по крайней мере было озвучено предложение) ввести спецшколы для мигрантов, чтобы адаптировать гастарбайтеров и вообще иностранцев к русской культуре, научить их русскому языку. Но дело в том, что иностранцы не хотят ассимилироваться, а, напротив, игнорируют нашу культуру и наш язык, не хотят жить по нашим правилам у НАС в стране. Как это называется и как это исправить? Возможно ли создание подобных спецшкол и к чему это может привести, даст ли положительные результаты?
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    В идеале, конечно, нужно обучать их в обычных школах. Я не согласен, что никто не хочет интегрироваться. Это в большей степени правда для Западной Европы, куда приезжают люди совсем уж не знающие европейские языки. У нас народ хоть немного русский знает, кто-то еще в Советском Союзе в школу ходил. И российское телевидение они смотрят. Так что Европе сложнее. Интеграция - очень сложный процесс, но им надо заниматься очень целенаправленно и решительно. Должны быть введены квалификационные требования на знание русского языка для получения работы, не говоря уже о гражданстве. Должны быть приняты законодательные меры в отношении фиктивных браков, черной занятости, серых зарплатных схем и так далее

    16/11-17:41
  • Николай Питер 16/11-11:33
    Вячеслав, а что вы думаете по поводу депортации таджиков?
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Таджикское руководство проявило явное неуважение к интересам поддержания добрососедских отношений с РСФСР, но депортируемые абсолютно не виноваты в том решение, которое было принято где-то в эшелонах таджикской власти. У многих из этих людей, может быть и у всех, работа в России - это единственный заработок. Возможно, не только для их семьи, но и для соседей тоже. Аккуратнее надо. Тем более что речь идет о союзном нам государстве. Надо подумать и о русских в Таджикистане тоже.
    16/11-17:38
  • Алина Махачкала 16/11-10:40
    Здравствуйте!У меня предложение:если ВЫ хотите вернуть уважение к русским, к нашей культуре,надо прекратить поливать грязью и переписывать нашу историю,прекратить порочить имя Сталина и СССР-мы не имеем право давать оценки историческим событиям,перестать пиарить таких особей, как Зверевы,Собчачки с их домом 2,и прочий позор нашей нации,пропагандировать всячески русскую культуру,песни,больше снимать и показывать добрые фильмы,создать программу для детей и с садикового возраста насаждать чувство ответсвенности,товарищества,нравственность, рассказывать о выдающихся людях нашего времени и исторических личностях,строго наказывать за проявления национализма и фашизма и параллельно воспитывать дружеское отношение к другим нациям.Россия многонациональное государство и если народы начнут друг друга ненавидеть,а процесс уже пошел,-у нее, как страны,-нет будущего.А вообще, надо многое менять и без коренных перемен в социальной,экономической сфере, трудно изменить сознание людей.Пока мы упорно движемся к пропасти.
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Конечно, хорошо, чтобы все было хорошо. Согласен, что общество теряет моральные ориентиры. К истории, какой бы она ни была - трагической или героической - надо относиться уважительно, потому что это твое прошлое. Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам - это естественные чувства любого человека, а не только Александра Сергеевича Пушкина. Конечно, должен существовать моральный стержень. Общество должно существовать на основании идеалов и ценностей в не меньшей степени, чем на основе экономики или социальной политики. И надо уважать себя. Нас будут уважать ровно настолько, насколько мы будем уважать себя сами. Нигде в мире народ так не привержен самобичеванию, как у нас. Говорю об этом с полным знанием дела.
    16/11-17:36
  • Виктор Санкт-Петербург 15/11-14:49
    14 октября 2011 в Нормандии во время получения премии Алексиса Токвиля Збигневым Бжезинским была произнесена речь, в которой он заявил, что Россия в течение следующих 20 лет может быть включена в "атлантическое сообщество", но перестанет быть одним из мировых политических центров.
    Что Вы об этом думаете?
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Если мы войдем в состав НАТО, то, конечно, перестанем быть независимым центром, это так. Но такая перспектива с позиции сегодняшнего дня представляется малореалистичной. Россия внутри НАТО может означать конец НАТО. Это все-таки консенсусная организация, в которой одна страна может заблокировать принятие коллективных решений. Я не думаю, что Россия будет во всем и всегда солидарна с Вашингтоном. Если посмотреть с другой стороны: а зачем нам в НАТО? Чтобы бомбить Ливию, Сирию, Иран? Что мы решим вступлением в НАТО? Кроме того что перестанем существовать как стержневая держава восточно-христианской цивилизации. Если использовать терминологию другого классика политологии Самуэля Хантингтона. Кстати, после этого исчезнет и сама восточно-христианская цивилизация.
    16/11-17:34
  • Виктор Санкт-Петербург 15/11-14:35
    Здравствуйте, Вячеслав!
    Сегодня мы наблюдаем картину деградации русскоязычного населения России (сокращение сельского населения, алкоголизм, упадок нравственности) и массовый приток "гастарбайтеров", занимающих их места. Мировые прогнозы, публикуемые в прессе, говорят, что Россия обречена на вымирание.
    Какие меры, по вашему мнению, должны приниматься для сохранения "внутреннего потенциала" русскогоязычного населения и русской культуры? Какие законодательные меры будут приниматься для контроля процессов миграции и культурного уровня мигрирующих?
    В прессе часто пишут о накале отношений (США и Китай, Израиль и Иран): когда и между кем возможно начало конфликта? Возможно ли России остаться в стороне от происходящих мировых событий? И какое решение уготовано от США и Китая для России?
    Спасибо за внимание!
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Демография состоит из трех частей: рождаемость, смертность, миграция. Рождаемость сейчас растет, но она уже давно стоит на уровне среднеевропейской страны и выше не будет. Смертность сокращается, но все еще велика. Миграция в современном мире неизбежна и, кстати, это единственное, что даже теоретически может увеличить население страны. Кроме того, россияне предпочитают получать высшее образование и работать на престижных должностях, что создает дефицит трудовых ресурсов рабочих профессий. Россия сейчас трудонедостаточная страна. Если бы россияне хотели работать на московских стройках, там не было бы гастарбайтеров. Что делать? Надо побуждать к тому, чтобы россияне работали не только в банках и информационных агентствах. Кроме того, надо адаптировать приезжих к рамкам российской культуры и наших обычаев. Например, фонд "Русский мир" совместно с Федеральной миграционной службой на базе своих центров с этого года организовал курсы русского языка для желающих приехать на работу в Россию в Таджикистане и Киргизии. Но, понимаете, каждый человек ответственен за себя и за свою судьбу. Можно как угодно ругать государство за то, что кто-то спивается. Но все-таки виноват тот, кто спивается. У нас есть возможность в стране найти работу и жить нормально. К сожалению, мы слишком привыкли надеяться на государство, а потом его за все винить.

    Что касается военной угрозы, то сейчас наиболее вероятной точкой является Сирия. Есть все признаки того, что готовится военная операция по свержению режима Асада. Всерьез обсуждается также нанесение ударов по ядерным объектам Ирана или полномасштабной войны с Ираном. России ни в коем случае нельзя позволить себя втянуть в эти конфликты и России ни в коем случае нельзя давать зеленый свет для легитимизации военных операций в СовБезе ООН. У США и Китая разные ответы для России. Китай и США, будучи стратегическими партнерами, в то же время рассматривают именно друг друга в качестве основных соперников на мировой арене в течение ближайшего столетия, и именно под этим углом зрения они смотрят на Россию. Для Китая Россия сегодня - это стратегический тыл. Глаза Китая обращены не на Север, а на Восток. Для США Россия - это страна, которая по-прежнему рассматривается скорее как вызов. Там понимают, что мы единственная страна в мире, представляющая для них экзистенциальную угрозу. Из-за ядерного арсенала. США не оставят попыток изменить Россию, в то же время Россия уже сейчас важна как партнер для обеспечения афганского транзита, предотвращения распространения оружия массового поражения, борьбы с международным терроризмом. И Китай, и США заинтересованы в российских энергоносителях. Китай больше, Америка меньше.
    16/11-17:22
  • Виктор Санкт-Петербург 16/11-17:38
    Спасибо за ответы!
  • null 17/03-18:50
    чтобы развить русскую культуру и провославие надо ввести в простых школах предметы музыки 1го класса чтобы знали русских композиторов-чайковского римского-корсакова.ведь никто их не знает,кроме элиты.в германии все знают национальных своих-баха,бетховена!
  • Роман Екатеринбург 15/11-01:19
    Как вы думаете, насколько отвечает воле народа установка памятника Б.Н.Ельцину в Екатеринбурге? Или власть не представляет волю народа? И кто вынес эту идею на рассмотрение? Спасибо.
  • Григорий А. Москва 15/11-11:33
    А как можно требовать от чиновников ответственного подхода к работе, если в итоге памятники ставят.... таким как Ельцин?? )))
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Власть не всегда представляет волю народа. Сейчас народ Греции не хочет сокращения государственных расходов, а народ Германии не хочет помогать Греции. Тем не менее и то и другое происходит. Я не уверен, что точно знаю отношение жителей Екатеринбурга к Ельцину. Но подозреваю, что отношение там к их земляку лучше, чем в других регионах России. Я вообще считаю, что к памятникам нужно относиться спокойнее. Во всех странах стоят памятники самых разных эпох, но их там никто не разрушает и не обливает краской. Надо уважительно относиться к себе и ко всей своей истории.
    16/11-17:20
  • Андрей Иркутск 15/11-00:58
    Посоветуете ли вы уезжать из России всем честным, умным и образованным гражданам? Вряд ли они выдержат еще 8 лет "путинизма" в России...
  • 15/11-10:08
    Вы-то, Андрей, конечно же, честный, умный и образованный. Ведь честными, умными и образованными могут быть только Ваши единомышленники, не правда ли!
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Как честный, умный, образованный россиянин, я лично никуда уезжать не собираюсь. Даже перед лицом 12 лет путинизма. У меня, кстати, были статьи под названием "Путинизм", где я его сравнивал с другими режимами и отрезками российской истории. Должен сказать, что прошедшие 8 лет президентства Путина были одними из самых успешных лет как минимум за последние 100 лет в российской истории. Говорю это как доктор исторических наук. Когда было лучше?
    16/11-17:18
  • Наталья 16/11-21:45
    А когда было хуже?!
    Была ли за эти 100 лет, о которых Вы говорите, такого уровня коррумпированность всех звеньев "овертикаленной" власти?!
    Была ли такого уровня безнаказанность за чиновничье казнокрадство?!
    Был ли такой беспредел в судебной и правоохранительной системе?!
    Был ли такой уровень нарочитой аморализации общества, начиная с детского возраста, когда навязывяется цинизм, вещизм, жестокость и сексуальная распущенность всеми средствами массовой информации?!
    В какие еще времена существовали Цапки-депутаты?!
    В какие еще времена так цинично власть демонстрировала абсолютную индульгенцию "своим" и жестокое глумление над теми, кто "не в общаке"?!
    Не надо только о Сталинском беспределе - да, тогда было - не дай Бог, но не надо забывать, что сейчас другой век, и сегоднящнее глумление над Ходорковским и Лебедевым, замученный Магнитский и др., отравленный Линвиненко и масса других примеров из страшной действительности, ничем не легче.
    Вы доктор реально-исторических наук, или ... ?
  • Сергей Москва 14/11-22:45
    Вячеслав, вам вопрос как к человеку, поддерживающему русскую культуру: как вы считаете, влияние нашей культуры (литература и русский язык, музыка, живопись, наука) в мире будет расти или падать? И как государство сможет поддержать ее мировое значение? Спасибо за журнал "Русский мир".
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    За последние 20 лет количество людей, говорящих по-русски в мире сократилось на 50 млн человек. Ни один язык на планете не исчезал так стремительно. Сейчас эту тенденцию удалось приостановить. Но для того чтобы влияние русской культуры росло, требуется еще очень много усилий, плюс к этому Россия должна быть экономически успешной, эффективной и привлекательной страной, чтобы ее культурой и языком интересовались. Наша культура и язык будут востребованы в мире, когда знакомство с ними будет выгодно, престижно и модно.
    16/11-17:17
  • Борис Вильнюс 14/11-18:58
    Как Россия может противодействоватьполитике национал - фашистских режимов стран Балтии по ликвидации русских школ в этих странах ?
  • семен tartu 15/11-10:08
    это власть с четким пониманием : унас страна латышей и любой житель должен знать язык культуру историю обычаи народа куда он приехал и собирается проживать и тесно адаптировать своих детей в это общество

    Россия же теперь представляет кучу сброда ,процитирую великого русского поэта 20 века Н.Рубцова :
    "Россия ,Русь храни себя ,храни -Смотри опять в леса твои и лона
    Со всех сторон нагрянули они
    Иных времен татары и монголы !
    Великий провидец !!!
  • Алекс Москва 16/11-10:19
    Эта власть превратила Латвию в обезлюдивающуюся пустыню, где нет промышленности и работы кроме как в сельском хозяйстве и закатывании шпротов, в страну-банкрот. Где трудоспособная часть населения валит, как крысы, в Евросоюз и Россию, в лучшем случае на заработки, а обычно - навсегда. Зато "у нас страна латышей". У меня латыши-неграждане перегородки возводили.

    Очень хорошо процесс описан в двух ноябрьских статьях Дарьи Асламовой "Конец Латвии".
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Алекс, я могу только посочувствовать латвийским друзьям, экономическая ситуация там хуже некуда, но ведь никто их в Евросоюз не тащил, это был суверенный выбор суверенного народа. Как никто не заставлял закрывать заводы РАФ, радиозавод и другие промышленные производства, которые работали на общесоюзный рынок. Для Латвии более тесные экономические отношения с Россией сейчас были бы спасением.
    16/11-17:14
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Борис, здесь можно только теоретически рассуждать. Практически с этим вряд ли что-то можно сделать. Но реально параллельно с закрытием школ, где преподавание ведется на русском языке, сейчас во всех прибалтийских государствах увеличивается количество изучающих русский язык во всех национальных школах. Вдруг выяснилось, что знание русского языка дает всем серьезное конкурентное преимущество. Причем то же самое можно сказать о всех государствах ЕС и о странах СНГ.
    16/11-17:16
  • Рустам Бишкек 17/11-14:22
    Если Россия - для русских (даже не для россиян), то Латвия - для латышей. Это же очевидно? Как аукнется...
  • Кирсан Lviv 14/11-18:11
    Пан Никонов,приходили ли Вам мысли об отставке с поста "главного русского" ? "Привет" Вам от русских Галичины.
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Я никогда не занимал пост главного русского, поэтому в отставку неоткуда уходить. Привет Галичине!
    16/11-17:09
  • Лариса Москва 14/11-16:52
    Можно ли назвать март следующего года переломным? Почему-то есть такое ощущение, грянет и нам всем не поздоровится...
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Если грянет, то непоздоровится, вы правы. Ощущения тревожные, конечно, существуют, но полагаю, и у валсти, и у общества достанет инстинкта самосохранения, чтобы не доходить до опасной черты. У меня точное ощущение, что еще одну революцию Россия уже не переживет.
    16/11-17:09
  • Екатерина Москва 14/11-16:47
    Почему каждый раз предвыборная программа не обходится без нарушений правил агитации? "Единая Россия" сняла бредовый ролик "Давай сделаем это вместе". Для чего? Зачем устраивать шоу для подростков? ЛДПР давит на больное - обострение межнационального вопроса. Вы видели, какие агиткнижки сторонники Жириновского людям раздают?!
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    К сожалению, не видел ни ролика ЕР, ни агиток ЛДПР, вопрос лучше адресовать тем, кто эти ролики делает, у них наверняка есть какая-то логика. Для Жириновского национальный вопрос всегда основной конек. Я пока не сталкивался лично с нарушениями правил агитации, но не знаю ни одной избирательной кампании, где бы эти правила не нарушались. Почему? Потому что люди хотят победить.
    16/11-17:07
  • Евгений Спб 14/11-16:44
    Вячеслав, стоит ли ожидать резкого левого поворота после выборов?
  • Вячеслав Никонов
    Вячеслав Никонов:
    Левого поворота можно ожидать на выборах, если большое количество недовольных нынешней властью проголосуют за коммунистов. Это будет означать левый поворот. Кроме того, в последнее время набирает популярность "Справедливая Россия". Если у левых будет серьезное представительство в новой Думе, то да, левый крен очевиден, но победить на президентских выборах левым будет крайне сложно.
    16/11-17:06


Загружается, подождите...