Россия испытает арктического разведчика

Корабль ледового класса готовят к секретным миссиям

В Северодвинске объявили о начале швартовых испытаний одного из самых загадочных кораблей, которые в ближайшем будущем пополнят состав ВМФ РФ.

Как сообщили в пресс-службе Центра судоремонта "Звездочка", океанографический исследовательский корабль "Академик Александров" готов на 90%. Завершаются работы по внешней отделке судна, а также монтажу внутренних отсеков. Напомним, корабль спустили на воду в мае этого года. А передать его флоту планируется в четвертом квартале 2018-го.

Об "Александрове", первоначально обозначенном как "спасательное буксирное судно", известно не так много. По официальным данным, это корабль усиленного ледового класса, предназначенный для поисково-спасательных работ, транспортировки крупногабаритных образцов и контейнеров морской и военной техники. Возможно использование судна для исследования шельфа и перевозки участков трубопровода. И на этом стоит заострить внимание.

Корабль оборудован тремя мощными кранами грузоподъемностью до 100 тонн. Они превосходят зарубежные аналоги, в том числе итальянский тяжелый кран, установленный на первом судне проекта 20180 "Звездочка" (всего их пока три). Но чем конкретно будет заниматься ледокол-кран, не сообщается. Можно предположить, что "Александров" пригодится для прокладки трубопровода на дне Северного Ледовитого океана.

На прошлой неделе "Газпром добыча Ямбург", дочерняя компания главного газового концерна страны, объявила, что намерена начать добычу на месторождении "Каменномысское-море" в акватории Обской губы. На нем уже пробурено семь скважин, и теперь российская компания собирается построить платформу для работы в экстремальных климатических условиях. Проект очень амбициозный, и "Академик Александров" мог бы взять на себя исследование шельфа, а также перевозку труб и тяжелых конструкций.

Впрочем, это лишь одна из задач, которые может выполнять корабль. Скорее всего, "Академика Александрова" будут использовать и для доставки военной техники на новые арктические базы ВС РФ, в том числе зенитно-ракетных комплексов и бронемашин.

"Академик Ковалев". Фото: mil.ru 

Кроме того, корабли проекта 20180 могут перевозить баллистические ракеты подводных лодок. Второе судно серии, "Академик Ковалев", построили специально для транспортировки ракет "Булава" стратегических подлодок "Борей" на Камчатке.

А ряд СМИ утверждают, что суда могут также использовать для испытаний новых видов подводного оружия. Например, первый корабль серии "Звездочка" оснащен дистанционно управляемыми подводными аппаратами Quantum и Tiger. С их помощью можно оценить эффективность и точность противолодочных и противокорабельных торпед. Аппараты проведут подробную видеосъемку повреждений, после чего военные сделают соответствующие выводы. Есть и более смелые предположения.

В декабре прошлого года американское издание The Washington Free Beacon, славящееся своими страшилками, сообщило, что Россия испытала торпеду "Стасус-6", которую можно оснастить термоядерной боеголовкой. По версии журналистов, торпеда способна двигаться со скоростью 90 узлов на километровой глубине. А дальность хода "Статуса" порядка 10 тыс. км, то есть торпеда легко достигнет США.

В России, разумеется, назвали эти домыслы "бредом сивой кобылы", однако заокеанские СМИ уверяют, что Москва вовсю испытывает секретные виды вооружения, используя для этого вспомогательные суда вроде "Академика Александрова" и "Звездочки". Ведь недаром заказчиком кораблей выступило именно Минобороны РФ, которое надеется получить пять таких судов.

Выбор читателей