Эния: этюды для голоса и клавиш...

Новая пластинка известной ирландской исполнительницы Энии порадует не только членов ее фан-клуба, но и всех поклонников мягкой электронной музыки

Enya – "A day without rain"

В самом начале своей музыкальной карьеры Эния (полное имя Eitna Ni Bhraonain) работала в составе известной ирландской группы Clannad в качестве пианистки и вокалистки, однако в 1987 году выпустила программу под своим именем. Основой звучания первой пластинки, как и всех последующих, стал своеобразный вокал певицы, чуть подретушированный с помощью электроники (реверберация, хоры и пр.) в обрамлении нежных электрических клавиш и рояля. Диск имел успех, что повлияло на решение Энии продолжать далее сольную карьеру. Следующий, названный "Watermark" (’88), подтвердил для всех правильность принятого решения. Наибольший успех выпал на долю альбомов "Shepherd Moon" (’91 – помните клип "Caribbean Blue"?) и "The Memory Of Trees" (’95). Пожалуй, "День без дождя" будет третьим-не-лишним в этой компании. Запоминающиеся голос и манера исполнения, электропиано и симфонические аранжировки композиций, ирландский фольклор и европейская классика, простые мелодии и величественная готика – все вы найдете и в этой пластинке Энии.

Издатель – Warner Music Ltd., 2000 г., 8573-85986-2
Оценка – ***.


Quatermass – "Quatermass" (переиздание 1970 г.)

Это мы уже не однажды проходили. Трио. Клавишные (преимущественно прямолинейный электроорган), поющий бас-гитарист и барабаны. Самый именитый ансамбль (работавший в подобном составе), сразу приходящий на ум, – E.L.P. Впрочем, музыканты Quatermass, хоть и не стали столь же известными, тоже кое-что из себя представляли. Джон Густафсон (bg, voc) исполнил одну из ведущих партий – партию Симона Зилота в рок-опере всех времен и народов "Jesus Christ – Superstar". Pete Robinson играл там же не последнюю скрипку, a первые клавиши, исполнив наряду с Andrew Lloyd-Webber ведущие партии фортепиано и рояля. Барабанщик Mick Underwood спустя какое-то время примкнул к Иану Гиллану, отыграв в нескольких его сольных проектах. Перечисление заслуг и благодарностей на этом закончим, занявшись вплотную исследованием диска. Хотя пластинка изредка напоминает E.L.P. ("Up On The Ground"), упреки в подражательстве будут некорректны, ибо дебют более прославленного трио состоялся в том же году. Здесь же больше блюзовых мотивов ("Post War Saturday Echo"), джаз-роковых заимствований ("Make Up Your Mind") и почти "фрипповских" психоделических поисков ("Laughin Tackle"). Баллада "Good Lord Knows" вполне могла бы сойти за арию из "Jesus Christ…". Есть здесь и рок-н-ролл ("Gemini"), исполняемый под рев старого "хэммондовского" органа, который, скорее всего, не оставит равнодушным сердце меломана со стажем. Заглавная "Black Sheep Of The Family" – вообще стопроцентный хит (того времени). Малюсенькой ложкой дегтя стал тот факт, что, в силу ограниченного инструментария группы, музыканты пользовались всякими "примочками", отчего временами голос Густафсона теряется в звуковой каше. Впрочем, в те времена большинство пластинок сводилось подобным образом. Однако драйв композиций налицо, и музыканты подобрались достаточно виртуозные. Диск звучит красиво и мощно, несмотря на отдельные нюансы звука.

Издатель – ADA Sound Ltd/Projector Music Series, 2000 г., ADASD 07196
Оценка – ***


Mainhorse – "Mainhorse" (переиздание 1971 г.)

Еще один "разовый" проект из тех золотых времен, организованный клавишником Патриком Морацем (Patrick Moraz) в доYesовские времена. Его партнеры, хоть и не добились впоследствии такой же известности и славы (лишь барабанщик Bryson Graham в качестве сейшнмена участвовал в работах Gary Wright и Spooky Tooth), здесь, однако, составили Патрику прекрасную компанию. Поскольку лидером был все-таки Морац (из семи вещей он не участвовал в написании лишь одной), музыкальная направленность альбома оказалась с явным креном в сторону электрических клавишных инструментов. В отличие от Refugee, хронологически более ранняя пластинка совершенно не содержит аллюзий к Кейту Эмерсону, находясь посередине между помп-роком и "тяжелым" блюзом, гитарными "запилами" (Peter Lockett) отчасти даже напоминая Cream (с клавишами). Композиция "Passing Years", наоборот, походит на баллады от Moody Blues – вероятно, не случайно Морац в итоге оказался в этом ансамбле. Латиноамериканского влияния нет вовсе, чем диск и отличается от последующих "сольников" второй половины 70-х, однако по настроению он вполне подходит, чтобы занять место в коллекции рядом с этими работами.

Издатель – Limited Edition, 2000 г., KDCD 110011
Оценка – ***


Curved Air – "Air conditioning" (переиздание 1970 г.)

Образованная в Великобритании в 1969 году, группа Curved Air с первого же альбома взяла курс на исполнение поп- и рок-музыки с использованием элементов европейской симфонической классики. Тем более что в ее составе играли такие высокотехничные музыканты, как виолончелист Darryl Way, клавишник/гитарист Francis Monkman или Eddie Jobson (клавиши/скрипка). В дебютном альбоме Curved Air уже прослеживаются тенденции, нашедшие дальнейшее развитие в… программных альбомах супергруппы Sky, в состав которой Monkman влился несколько лет спустя (значительную часть репертуара Sky составляли рок-обработки "настоящей" классики). В настоящее время переизданы еще две пластинки коллектива, одна из которых – "The Second Album".

Издатель – Limited Edition, 2000 г., CACD 11000403
Оценка – ***


Павел Молчанов – "Wсе.Wезде.Wсегда…"

Какие ассоциации возникают в мозгу российского меломана при упоминании названия группы "Тайм-Аут"? "Квачи прилетели…, здрассьте, на фиг…, Тарвлабнор Петрович Пуздой…, мотологическая музыка", и т.д… Честно говоря, я не слишком внимательно относился к творчеству этой команды, находясь под впечатлением от вышеперечисленного и неверно полагая, что ничего серьезного в этом гнезде уже не будет создано. Ан нет! Сольная пластинка мультиинструменталиста "Тайм-Аута" Павла Молчанова перевернула это мое мнение и расставила точки над i. Естественно, поскольку диск сольный (кстати, уже второй по счету), композиции, его составившие, имеют мало общего с коллективными работами группы, и это хорошо. Ибо нет здесь ни дружеского подтрунивания над приятелями или слушателями, ни озорного раздолбайства (на заре туманной юности "квачи" совершенно отвязно ди-джействовали в эфире одной из молодежных радиостанций), ни даже мотологической или куртуазной поэзии. А есть только музыка – такая, по определению автора, "чтобы приятно было под нее заниматься любимым делом или книгу хорошую почитать". Альбом писался в домашней студии ровно один год; все инструментальные партии (за исключением бас-гитары в "Кунцевском дожде" от Олега Усманова) были наиграны и записаны самим Павлом. Единая концепция пластинки выдержана эмоционально; детально же это, скорее, мозаика, составленная из треков, возникших под влиянием "фильмовых" альбомов Марка Нофлера, бережных гитарных партий Стива Хэкетта или почти шопеновских этюдов для (электро-)рояля, которых на пластинке примерно треть. При оформлении обложки была использована единственная картина, написанная Павлом, под названием "Все, Везде, Всегда". Таким образом, диск получился полностью авторским. С чем его (автора) и поздравляем!

Издатель – "Мистерия Звука", 2000 г., MZ-020-2
Оценка – ****

Выбор читателей