В Москве появится "легкое" метро

Первый заместитель Премьера Правительства Москвы, руководитель Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимир Ресин отвечает на вопросы "Yтра"

Как будет выглядеть наша столица в следующем столетии и что приготовили городские власти москвичам в уже самом недалеком будущем? – спросили мы у Первого заместителя главы Московского правительства, руководителя Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города Владимира Ресина

Наш собеседник: Ресин Владимир Иосифович

Родился в 1936 г. в Минске.
Окончил Московский горный институт. Доктор экономических наук, профессор.

Работал на предприятиях угольной промышленности, монтажного и специального строительства СССР, с 1974 г. – на руководящих должностях в строительной отрасли города Москвы.

С 1991 г. – заместитель Премьера, министр Правительства Москвы. С 1992 г. – первый заместитель Премьера Правительства Москвы.

В январе 2000 г. вновь назначен первым заместителем Премьера Правительства, руководителем Комплекса архитектуры, строительства, развития и реконструкции города.

Награжден шестью орденами, медалями, неоднократный лауреат Государственных премий СССР и России, заслуженный строитель Российской Федерации.

Женат, имеет дочь.

Хобби – работа.

"Yтро": Владимир Иосифович, что станет в будущем со знаменитым планом переселения жителей пятиэтажных домов?

Владимир Ресин : Массовая реконструкция районов пятиэтажной застройки началась в Москве в 1995 году. Сейчас общая площадь снесенных начиная с этого времени пятиэтажек приближается к полутора миллионам квадратных метров. Только в 2000 году в городе снесены 164 пятиэтажных дома. В Москве построено свыше 1,5 млн. кв. м площадей в стартовых домах, 800 тыс. кв. м из которых предназначены для переселения жителей ветхих пятиэтажек.

На сегодняшний день основным документом, согласно которому проводится реализация этой программы, является принятое 6 июля 1999 года Постановление Правительства Москвы №608, в котором определены объемы замены морального и физически устаревшего пятиэтажного фонда до 2010 года. Сразу хочу подчеркнуть, что строительными организациями ведется не просто снос старых и возведение новых домов, а проводится комплексная реконструкция микрорайонов и кварталов первого периода индустриального домостроения, без которой все наши планы нельзя было бы назвать полностью осуществленными. Ведь для того чтобы москвичи чувствовали себя действительно комфортно, помимо отвечающего всем современным требованиям жилья, необходимо благоустроить и прилегающие территории. Так что наряду со строительством домов в районах массовой пятиэтажной застройки модернизируется и развивается инженерная, социальная, культурная и бытовая инфраструктуры.

Чтобы реализовать часть программы до 2010 года, нам необходимо ежегодно сносить панельные дома в объеме не менее 700 тыс.кв.м. – в первую очередь такие серии, как К-7, 11-32, 1605-АМ – и при этом строить 1 млн. кв. м жилплощади для переселения.

Планы по сносу устаревшего жилья на ближайшие годы таковы. До 2003 года будут ликвидированы дома в Юго-Восточном, Южном и Центральном административных округах. До 2005 года снос планируется провести в Зеленоградском и Восточном округах. К концу же 2010 года эти работы должны быть завершены в Северо-Западном, Северном, Западном, Северо-Восточном и Юго-Западном округах.

"Y": Как далеко от прежних районов проживания будут переселяться жители пятиэтажек?

В.Р.: Мы стараемся, чтобы новые квартиры предоставлялись жителям сносимых пятиэтажек в рамках того же административного округа, где они жили раньше, или, по согласованию с ними, в новых благоустроенных районах: Бутове, Марьине. Людям, как правило, не приходится покидать привычные для них места. Так, например, пределы Южного округа в текущем году из шестисот переселенных cемей покинуло только двадцать. Остальные получили новое жилье в пределах округа.

"Y": Как будет решаться вопрос разницы в стоимости жилья при переселении? Не произойдет ли, на Ваш взгляд, в результате строительства малогабаритных квартир возрождения "хрущевок"?

В.Р.: Сейчас переселение жильцов сносимых пятиэтажек ведется по справедливому со всех точек зрения принципу: "квартира на квартиру". При переселении жителям сносимых пятиэтажек предлагается несколько вариантов нового жилья, они вправе выбрать из них тот, который им наиболее подходит. Вопрос с разницей в стоимости решать не приходится. Те квартиры в новых районах, которые получают переселенцы, намного комфортнее и удобнее и, совершенно очевидно, имеют более высокую рыночную стоимость, чем их предшественницы в пятиэтажках. Если бы все было наоборот, программа реконструкции пятиэтажек просто бы провалилась. Что касается малогабаритных квартир, то они не имеют ничего общего с так называемыми "хрущевками". Это полноценные высококачественные квартиры, отвечающие всем существующим нормам, предъявляемым к современному жилью. Они пользуются хорошим спросом на рынке, поэтому навязывать их мы никому не собираемся.

"Y": Какова роль Московского строительного союза в организации строительства в Москве?

В.Р.: Московский строительный союз был создан летом 2000 года. В него вошли семь крупнейших строительных организаций – инвесторов города: Мосстроймеханизация-5, Домостроительные комбинаты №1, №2, №3, СУ-155, Мосфундаментстрой-6, СУ-83. Они предложили столичному правительству новую систему финансирования строительства муниципального жилья, суть которой метко и кратко охарактеризовал мэр Москвы Ю.М. Лужков: "земля – квадратные метры". Теперь за предоставленные городом под возведение коммерческого жилья территории строители будут расплачиваться готовым жильем. Уже в 2001 году из 2,1 миллионов квадратных метров жилья, которые должны в сумме построить организации-члены МСС, около 400 тыс. кв. м будет муниципальным, примерно 1,3 млн. кв. м будет построено в стартовых домах.

"Y": Будет ли продолжено строительство московского метро? Если да, то в каких направлениях и в какие сроки?

В.Р.: Строительство новых линий московского метрополитена финансируется из федерального бюджета, возможности которого, увы, ограничены. Транспортная проблема в Москве – одна из самых острых проблем сегодняшнего дня. Правительство города ищет возможные пути ее решения. Помимо крупномасштабного строительства и реконструкции дорог и транспортных развязок, в столице разрабатываются новые виды скоростных транспортных коммуникаций. Уже в ближайшие годы на средства города планируется построить линии легкого метро, которые свяжут микрорайоны Новокосино, Бутова, Жулебина с конечными станциями основного метрополитена.

"Y": Не рассматриваются ли варианты строительства небольших охраняемых парковок и стоянок в жилых районах (одновременно с возведением многоэтажных гаражей-паркингов)?

В.Р.: Правительство Москвы уделяет вопросу строительства гаражей огромное внимание. В начале 1996 в Москве была разработана единая общегородская программа строительства гаражей и паркингов в Москве; начиная с этого времени в столице постоянные места парковки обрели около 290 тысяч автомобилей. Из года в год объемы строительства гаражей в Москве динамично растут. Если в первый год реализации программы в городе было построено гаражей и стоянок на 32 тыс. машиномест, то в этом году объемы строительства выросли уже до 70 тыс. машиномест, большая часть которых приходится на крупные гаражи и паркинги.

Что касается небольших гаражей, то на сегодняшний день одним из оптимальных вариантов решения этой проблемы является так называемый обвалованный гараж. Это объект, наполовину уходящий под землю. Его верхний этаж частично находится на поверхности и обвалован по периметру землей. Такие гаражи удобно располагать во дворах жилых домов, на их крышах можно устраивать теннисные корты, детские площадки, они не занимают дворовое пространство. Обвалованный гараж рассчитан, как правило, на 100 машиномест. В этом году сдано три подобных гаражных комплекса, в Черемушках и на Мичуринском проспекте. В настоящий момент продолжается строительство подобного гаража в районе Ясенево. Сегодня Москомархитектура разрабатывает еще 20 комплектов исходно-разрешительной документации для обвалованных гаражей, которые будут построены на территории Москвы во втором квартале 2001 года.

"Y": Когда планируется завершить строительство третьего транспортного кольца?

В.Р.: Срок сдачи третьего транспортного кольца намечен на 2005 год. Работы по реализации этого проекта ведутся максимально возможными темпами. В 2000 году, в частности, сдана автодорожная часть Лужнецкого моста, передвинут Краснолужский мост, закончено строительство Кутузовского транспортного тоннеля, 30 декабря 2000 года откроется движение на участке от Шмидтовского проезда до Ленинского проспекта.

В 2001 году в мае будут сданы отрезки третьего кольца от от Велозаводского моста до Волгоградского проспекта с выездом в сторону области. В сентябре – от Волгоградского проспекта до Автозаводского моста.

"Y": Как обстоят дела со строительством ММДЦ "Москва-Сити" и когда начнется его эксплуатация? Какова по времени его окупаемость?

В.Р.: Строительство ММДЦ "Сити" – самый крупный и сложный с инженерной точки зрения проект, реализуемый в Москве. Территория будущего московского делового центра составляет 60 гектаров. Сейчас на участке "Сити" построено 75% объектов инженерно-транспортной инфраструктуры. Инженерный комплекс сдан 2 месяца назад. Работы по тепло- и электроснабжению еще ведутся. Уже четыре года функционирует торгово-пешеходный мост "Багратион", построен новый мост через Москву-реку, по которому уже пущено движение. Реконструирована и введена в эксплуатацию набережная Тараса Шевченко протяженностью 700 м.

Что касается основной части будущего комплекса, то сейчас полным ходом ведется сооружение каркаса первой очереди центрального ядра, которое профессионалы именуют "Парк-Сити", – оно будет состоять из четырех подземных и трех наземных этажей. Туда будет подведена Солнцевско-Калининская линия метро и скоростная линия "Сити-Шереметьево", основные конструкции станции скоростной линии уже заложены. На площади центрального ядра будут располагаться выставочные и торгово-развлекательные комплексы, а также паркинг, занимающий 2 этажа.

Срок реализации всего проекта "Москва-Сити" равен 8-10 годам. В соответствии с уточненной градостроительной концепцией, первая очередь реализации проекта – береговая полоса, на которой должны быть возведены офисные комплексы, гостиницы, отели общей площадью около 800 тыс. кв. м., – начнется в 2001 году.


Интервью подготовил Максим Легуенко

Выбор читателей