Тяжелее доли губернаторской только президентская

Губернаторам предлагают несменяемость в обмен на "правильное поведение". А если кто поведет себя неправильно, Кремль уже нащупал эффективные варианты: достаточно вспомнить примеры Руцкого или Наздратенко

Что ни говори, а последняя неделя показала: жить в стране стало лучше, жить стало веселей. По фигу мороз. На латание лопнувших труб брошены лучшие силы, отопительные радиаторы в терпящие бедствие районы доставляются самолетами, и есть надежда – нет, уверенность! – что в скором времени отопительный кризис будет успешно преодолен. Собственно, и до весны недолго ждать осталось. Других острых проблем (кроме времен года) у нас в конце января – начале февраля вроде не было, и появилась возможность сосредоточить законотворческую деятельность не на обычном авральном затыкании дыр, а на вдумчивой работе по наболевшему – работе на перспективу, на формирование наконец-то в стране стабильных институтов демократии, то есть нашей с вами власти народа.

Институты – это, в широком понимании, нормы, привычки, правила. До демократических привычек нам еще ох как далеко, но долгожданный для всех закон о гарантиях бывшим президентам рассмотрен. Впрочем, об этом не будем. Здесь все понятно. Это святое. Но вот на другой принятой 31 января законотворческой новации, имеющей непосредственное отношение к формированию стабильных демократических институтов, хотелось бы остановиться подробнее. Слишком уж много это вызвало комментариев, причем самых противоречивых.

Итак, в последний день января Государственная дума во втором и третьем чтениях одобрила поправки к Закону об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Голосование прошло без проблем. Против выступили только КПРФ слева и СПС с "Яблоком" справа. Сам Закон вступил в силу еще 16 октября 1999 года, однако, поди ж ты, потребовалось его уточнение. Вообще-то, страшно подумать, как мы прожили в своих субъектах восемь лет после обретения Россией "независимости" даже без "общих принципов", а затем еще почти полтора года – с неточностью их формулировок. Впрочем, скорее, с не той точностью, какой многим хотелось бы. Ведь согласно Закону, глава субъекта Федерации может пребывать на своем посту не более двух установленных сроков. Кажется, все ясно. Ясно-то ясно, но обидно: а что если народ будет томим любовью к своему руководителю дольше отведенного для этого лимита?

Суть принятых теперь "уточнений" наблюдатели единодушно сводят к предоставлению губернаторам возможности баллотироваться на третий, а то и четвертый срок. Прежде всего, установлено, что Закон обратной силы не имеет. Проще говоря, губернатор, избранный до упомянутой даты, независимо от того, сколько реально он успел поруководить своим субъектом, считается "отбывающим" лишь – какой вы думаете? первый срок своих полномочий? Нет, не первый, а нулевой, поскольку в результате принятия дополнительной "поправки Бооса" был сделал еще один шаг навстречу чаяниям губернаторов, и первым сроком отныне считается тот, который – в случае переизбрания – начинается после 16 октября 1999 года. В итоге главы примерно 70 субъектов Федерации имеют потенциальную возможность переизбраться на "сверхлимитные" по существу сроки (половине из этих 70 губернаторов уже ничего не мешает, а другой половине нужно успеть "подработать" уставы своих владений).

В результатах прохождения данного законопроекта через Совет Федерации едва ли кто-нибудь сомневался: во-первых, ничего плохого сенаторам вроде и не предлагалось, а во-вторых – после того, как летом они одобрили чуть ли не самоуничтожение, можно было быть уверенным в принятии и чего-нибудь пожестче. Устные комментарии губернаторов по поводу содержания законопроекта были, разумеется, как и подобает, сдержанными, но итоги голосования (132 – "за", 9 – "против" при шести воздержавшихся) говорят сами за себя.

Вроде бы, остается только порадоваться: после расстрела парламента и прочих передряг президентские (подчеркнем это) законопроекты начали на "ура" проходить и Думу, и Совет Федерации. Что еще требуется для ускорения строительства правового государства? Однако возникает вопрос: почему именно такой закон и почему именно сейчас? Комментарии на этот счет, повторимся, самые противоречивые. Председатель ЦИК Вешняков даже счел необходимым заявить, что речь вовсе не идет о какой-либо уступке со стороны федерального центра (имея в виду прежде всего, очевидно, Шаймиева). Мэр Москвы считает, что закон направлен на обеспечение стабильности в стране. По мнению лидера депутатской группы "Регионы России" Морозова, речь идет о "желании Путина опереться на проверенных региональных руководителей". Возможно, так оно и есть: губернаторам предлагают несменяемость в обмен на "правильное поведение". А если кто захочет повести себя "неправильно", Кремль уже нащупал эффективные варианты действий: достаточно вспомнить примеры Руцкого или Наздратенко.

Многие, однако, усматривают у этой "медали" и обратную сторону, а именно то, что данный закон создает правовой прецедент для внесения изменений в Конституцию в смысле обеспечения возможности избрания на третий срок и президента. Некоторые, впрочем, высказываются на этот счет весьма откровенно. Так, губернатор Санкт-Петербурга Яковлев в интервью Интерфаксу не исключил, что "со временем также может возникнуть и вопрос продления полномочий президента страны". Однозначно за это высказались также самарский губернатор Титов и глава Ненецкого автономного округа Бутов.

Что ж, резоны ясны, но с выбором времени возникают вопросы. Если многим губернаторам придется "вскакивать в уходящий поезд", то президент-то еще и первой годовщины своего пребывания на этом посту не отметил. Губернаторское положение, конечно, сложное, но президентское, видимо, еще тяжелее. Все приходится предвидеть и ко всему готовиться за много лет. Впрочем, предусмотрительность – составная часть мудрости, а хорошую черту под ломанием копий вокруг "тайных помыслов Кремля" подвел Егор Строев: "Сколько бы сроков ни было, только народ может решить, избирать ли ему того или иного губернатора на очередных выборах".

Правда, чтобы так было на самом деле, нужны устоявшиеся демократические институты, то есть правила, привычки и т.п. Приблизил ли нас новый закон к утверждению таких правил в российской политической жизни, покажет время.

Выбор читателей