Полковника Буданова отдали под суд

Вчера военный суд Северокавказского военного округа поставил точку в деле полковника Юрия Буданова, обвиняемого в злоупотреблении служебным положением, изнасиловании и убийстве чеченской девушки

Военная прокуратура Северокавказского военного округа (СКВО) поставила точку в самом громком деле второй чеченской кампании – деле командира 160-го танкового полка полковника Юрия Буданова, обвиняемого в злоупотреблении служебным положением и преднамеренном убийстве восемнадцатилетней чеченской девушки. Вчера нашумевшее дело полковника после почти годового расследования было передано в военный суд СКВО.

Напомним, что командир 160-го танкового полка полковник Юрий Буданов был арестован 30 марта прошлого года. Как объяснили причину ареста в Главной военной прокуратуре, Буданов поднял экипаж подчиненного ему БМП, выехал в селение Танги Урус-Мартановского района, где, угрожая автоматом, забрал 18-летнюю чеченку Эльзу Кунгаеву, привез ее в расположение полка, изнасиловал, а затем задушил. И после этого вместе с подчиненными закопал тело.

С самого начала из этой истории всеми силами пытались сделать показательный процесс, превратив уголовное преступление в акт публичного бичевания "паршивых овец" в российской армии. Впрочем, иначе и не могло быть. Этот скандал был нужен Западу, как повод лишний раз ткнуть носом "российское правительство" в беззакония, творимые федералами на территории Чечни, и еще раз громогласно возмутиться нарушением прав человека. Что в дальнейшем и сделали различные международные правозащитные организации. Также этот скандал был необходим и чеченским сепаратистам. За счет него они смогли создать образ российских оккупантов, зверствующих на территории бедной Чечни, и поднять свой падающий рейтинг среди мирного населения, а за компанию и оправдать свои зверства по отношению к сторонникам федеральных сил. История немедленно была использована пропагандистской машиной сепаратистов для подтверждения фактов "русских зверств". Шамиль Басаев дважды предъявлял к федеральным войскам ультиматум с требованием выдать ему Буданова, в противном случае угрожая расстрелять пленных военнослужащих. Из дела полковника Буданова лидеры чеченских бандформирований устроили целое шоу. Сначала они потребовали от российского правительства выдачи виновного офицера. А затем, когда их требование не удовлетворили, в ответ убили девять военнопленных. При этом главный идеолог чеченских сепаратистов Мавлади Удугов предлагал одному небезызвестному полевому командиру Хаттабу пойти еще дальше. Как сообщил помощник президента России Сергей Ястржембский, в одном из перехваченных телефонных разговоров он предлагал Хаттабу "официально заявить, что до тех пор, пока полковника Буданова нам не отдадут, всех пленных, которые будут попадать в руки моджахедов, мы будем расстреливать". На что Хаттаб ответил так: "От имени Шамиля Басаева и своего готов заявить, что всех, кто будет попадать в наши руки, будем резать ножами, ни одного патрона на них тратить не будем. Так будет до тех пор, пока они нам Буданова не отдадут".

Естественно, что в этой ситуации российское правительство обязано было наказать виновного. Начальник Генштаба ВС России генерал армии Анатолий Квашнин в своем докладе Верховному главнокомандующему Владимиру Путину назвал это происшествие "диким и позорным". Следом за ним первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник Валерий Манилов заявил, что "если обвинение, предъявленное Буданову, подтвердится, то это станет одним из самых позорных событий в истории российской армии". И вот теперь обвинение подтвердилось. Правда, не полностью – вместо трех уголовно наказуемых деяний Буданова будут судить лишь за два. Первоначально Буданову было предъявлено обвинение по трем статьям уголовного кодекса: в превышении должностных полномочий, изнасиловании и предумышленном убийстве. Однако впоследствии обвинение в изнасиловании было снято, поскольку последняя экспертиза не обнаружила ровно никаких следов оного деяния. Буданов с самого начала отрицал факт изнасилования. По его словам, он убил девушку в состоянии аффекта, выбивая из нее признание в том, что она является снайпером. Первоначально прокуратура склонялась к мнению, что полковник врет, пытаясь защититься. Впоследствии позиция прокуратуры несколько изменилась. Следствию удалось получить доказательства того, что убитая действительно была снайпером. Однако полковника Буданова это все равно не спасло. По мнению заместителя главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Юрия Яковлева, действия Буданова "как офицера, командира полка, не соответствовали требованиям закона". "Если он имел данные о том, что чеченка является снайпером, то должен был сообщить об этом в правоохранительные органы, которые могут доказать такую причастность", – сказал Яковлев.

Выбор читателей