Катастрофа в Тихом океане

Близ Гавайев от столкновения с субмариной ВМС США затонул японский траулер. Пока лишь 26 из 35 человек находившихся на его борту удалось спасти

Родственники японцев, до сих пор не обнаруженных после столкновения, прибыли на Гавайи для того, чтобы находиться как можно ближе к месту аварии. Как известно, на борту судна, кроме членов экипажа, были и учащиеся специальной рыболовецкой школы. Губернатор провинции, где находится школа, потребовал организовать подъем затонувшего траулера.
По мнению капитана, многие из необнаруженных людей могут все еще находиться на борту судна.


Американские ВМФ сообщили, что их атомная подлодка, которая в пятницу потопила японский учебный траулер, проводила в тот момент учебное всплытие по тревоге.
Дейв Вернер, представитель ВМФ США, рассказал, что субмарина в таких случаях использует перископ и сонар с глубины 60 футов (около 20 м), и если поверхность чиста, то лодка погружается глубже, чтобы только потом всплыть.

Масла в огонь в этой ситуации подливает то, что отношения Японии и США в военной области давно уже омрачает диспут по поводу целесообразности пребывания значительных сил американских ВМФ на Окинаве.


Япония потребовала от Соединенных Штатов полного объяснения обстоятельств аварии и причин того, как столь хорошо оснащенная электронным оборудованием субмарина не заметила большого рыболовецкого судна.


В Тихом океане в 14 км от побережья острова Оаху, входящего в состав Гавайских островов, произошла катастрофа. Японское учебное судно столкнулось с американской атомной подводной лодкой и затонуло.
Как сообщили представители японского Управления безопасности на море, столкновение подводной лодки ВМС США Greeneville и японского учебного рыболовецкого траулера Ehime Maru на рейде гавани Гонолулу произошло в пятницу по местному времени (сегодня Yтром по японскому времени).
В результате аварии траулер почти мгновенно затонул, заявил в Перл-Харборе представитель американских ВМС.

Девять человек из 35 находившихся на его борту в настоящее время считаются пропавшими без вести, а 26 человек удалось спасти, поскольку они находились в спасательных жилетах (или, как сообщают некоторые источники, они успели перебраться на надувные спасательные плоты), и их подобрал спасательный корабль береговой охраны США. Спасенных доставили на базу береговой охраны в Гонолулу. Около половины из них ранены, несколько человек госпитализированы в Гонолулу.

На Ehime Moru находилось 20 членов команды, 13 студентов в возрасте 16-17 лет школы рыболовства "Уваджима" и два преподавателя. Судно Yтром 10 января мст вышло из порта для изучения морской фауны у берегов Гонолулу. Среди пропавших без вести четыре студента, два преподавателя и три члена команды.

По последним сообщениям, поиски продолжаются.

Субмарина в результате столкновения повреждений не получила.

По сообщению американских ВМС, подлодка, столкнувшаяся с японским судном, проводила патрулирование района.

Премьер-министр Японии Иосиро Мори заявил, что получил от Соединенных Штатов официальные извинения в связи со столкновением. Он отметил: "Американские власти пообещали приложить все усилия для поиска пропавших без вести". И.Мори также добавил, что "молится о скорейшем спасении тех, кого еще не нашли".
Как пояснил руководитель Администрации премьер-министра Ясуо Фукуда, извинения в связи с трагическим случаем принес заместитель министра обороны США Франклин Крамер. О случившемся уже доложили президенту США Джорджу Бушу.

Иосиро Мори провел экстренное заседание кабинета министров после столкновения.

Подробности о причинах аварии по-прежнему неизвестны; также не сообщается, почему подводная лодка, патрулировавшая побережье США, всплыла на поверхность, где и столкнулась с судном.

Пока до конца неясно, и как Ehime Maru попало в район Гавайев, которые входят в США.

Между тем, стали известны подробности об американской подлодке: речь идет об атомной субмарине. Greenville - лодка класса Los Angeles. Это ударная подводная лодка, оснащенная крылатыми ракетами. Машины такого типа относятся к силам внезапного нападения и предназначены в основном для уничтожения береговых сооружений и надводных кораблей. Greenville (SSN-772) была построена в 1996 г. и считается одной из новейших и самых бесшумных подводных лодок в своем классе. Ее диаметр 9,9 м, водоизмещение - 6900 т (что почти в 12 раз больше водоизмещения затонувшего японского траулера), длина - 108 м. На борту находятся более 130 человек. На борту подлодки, которая базируется в Перл-Харборе, размещены 12 ракет типа "Томогавк". До сегодняшнего дня никаких инцидентов с атомоходом не происходило.
Пентагон начал расследование инцидента.

Следует отметить, что именно лодки класса Los Angeles обычно следят за учениями российского флота, и одну из лодок этого класса, Memphis, по некоторым данным, власти России подозревают в столкновении с АПЛ "Курск" 12 августа 2000 года. Официально эта информация не подтверждена.

Greenville, по официальным сообщениям представителей ВМФ США, после столкновения подлодка еще несколько часов оставалась на месте происшествия, помогая Береговой охране искать моряков с Ehime Maru.
Американцы уже в субботу Yтром предоставили журналистам первые сведения о том, что же произошло в ночь с пятницы на субботу неподалеку от Гавайских островов. "Подводная лодка Greeneville находилась в обычном плавании, - заявил представитель Пентагона. - Около 23:45 в пятницу, когда субмарина поднималась к поверхности, она столкнулась с находившимся непосредственно над ней траулером".
Аварию представители флота назвали "очень печальным событием".

Президент США Джордж Буш и премьер-министр Японии Иосиро Мори уже поставлены в известность о происшествии, но пока еще не обсуждали ситуацию между собой.

Представитель Службы береговой охраны США Гарри Опеншо заявил, что шансы найти живыми пассажиров столкнувшегося с американской подводной лодкой японского судна снижаются с каждым часом.
Тем не менее, поисково-спасательные операции в районе Гавайских островов продолжаются. В них участвуют несколько вертолетов американских ВМС, самолет японского Управления безопасности на море и несколько патрульных катеров.
Поднять затонувшее судно возможным уже не представляется.

В японской префектуре Эхима, власти создали штаб, который отслеживает всю ситуацию вокруг столкновения.

Японские власти пока что они не намерены требовать от американских военных объяснений по поводу возможных причин катастрофы. "Наша основная задача сейчас - спасти пассажиров траулера", - сказал представитель правительства Ясуо Фукуда.

Капитан 54-метрового 499-тонного учебного траулера сказал, что для него катастрофа была совершенно неожиданной. "У меня и в мыслях не было, что в этом месте, прямо под нами, может всплыть подводная лодка".

Кто из моряков допустил фатальную ошибку в расчетах, выяснит специальная комиссия - в нее войдут японские эксперты и аккредитованные в стране американские дипломаты.

Сегодняшняя авария – уже второй крупный инцидент с американскими подводными лодками за последний год: предыдущий случай произошел в прошлом июле, когда сумбарина Denver столкнулась с военным нефтяным танкером.



За последние 20 лет лодки класса Los Angeles попадали в навигационные аварии 6 раз 23 марта 1982. Подводная лодка Jacksonville, SSN-699, неподалеку от восточного побережья США столкнулась с турецким судном "Генерал Доган". Ремонт подводной лодки обошелся в $2 миллиона.

22 сентября 1984. Эта же подводная лодка столкнулась с самоходной баржей ВМФ США. Баржа была разломлена надвое и утонула.

29 апреля 1986. АПЛ Atlanta, SSN-712, в Гибралтарском проливе столкнулась с грунтом. Полностью выведена из строя гидроакустическая станция.

Октябрь 1986. Подводная лодка Augusta, SSN0-710, в Атлантическом океане в подводном положении столкнулась с неопознанным объектом. Скорее всего, по мнению специалистов, лодка также коснулась грунта. В результате аварии у SSN-710 cильно поврежден корпус.

Февраль 1992. Подводная лодка Baton Rouge, SSN-689, на Кильдинском плесе столкнулась с российской подводной лодкой "Кострома". В результате происшествия лодка сильно пострадала, и с трудом дошла до базы американского флота. Ремонт лодки был признан невозможным, и Button Rouge немедленно разобрали.

10 февраля 2001. Подводная лодка Greenville, SSN-772, около Гавайских островов столкнулась с японским рыболовецким судном. По официальным данным, лодка не пострадала. Японский корабль затонул.

Список аварий предоставлен военными экспертами, по словам которых, все указанные случаи подтверждены и доказаны. Речь в списке идет только о тех инцидентах, когда "имел место физический контакт субмарин с грунтом, кораблями или другими подводными лодками".

Фото AP © 2001 Associated Press,

Выбор читателей