Бунин – гений, и ругается от души

Улов видеообозревателя: потенциальный российский оскароносец; испорченная пафосом хорошая французская комедия; старомодная, но безумно стильная голливудская классика и один непонятно зачем снятый фильм

Дневник его жены
Россия, 2000, 100 мин.
Режиссер: Алексей Учитель
В ролях: Елена Морозова, Евгений Миронов, Галина Тюнина, Ольга Будина, Андрей Смирнов

Последние годы жизни Ивана Бунина. Бунин – бесспорно гений, и в таком качестве очень много себе позволяет. Плюнув, как и положено "барину из Парижа", слюной на всяческие предрассудки, а заодно и чувства собственной жены, он заводит себе любовницу, поэтессу Галину Плотникову, и поселяет ее в своем доме. Окружающим говорит, что, мол, вот – завел себе ученицу, опыт передаю. Окружающие делают вид, что верят. Мысль, что Земля круглая, подтверждается, когда Галя бросает писателя и уходит к Марге Ковтун. Уходит, как и положено женщине, "окончательно и бесповоротно", но ненадолго. Довольно быстро превратности жизни заставляют ее вернуться к Бунину. Так они и живут: Бунин, жена, любовница (бывшая), любовница любовницы (бывшей) и "левый" мужик-приживалка (Е. Миронов), влюбленный в жену писателя. Такой бы сюжет да Тинто Брассу! Или на худой конец Эдриану Лaйну.

Хороший, душевный фильм. Своеобразно снят: практически нет общих и близких планов. Камера работает исключительно на "средней дистанции". Складывается впечатление некоторой театральности, отстраненности от происходящего. Как будто повествование ведется не от лица жены писателя, а от лица этого самого дневника. В общем: стилистически ровно, но не захватывающе. Морозова, Тюнина и Миронов, на мой взгляд, играют просто классно. Смирнов в роли Бунина смотрится несколько натянуто и фальшиво. Только когда ругается, похож на живого человека. Это у него выходит от души.

Фильм выдвинут от России на "Оскара". Видимо, решили, что тема уж очень выигрышная: сплошная эмансипация, лесбиянки, да и Бунин – писатель, известный даже некоторым американцам. А по мне, так лучше бы "Брата-2" выдвинули. Лысый дядька Оскар нам все равно не светит, а так бы хоть киноакадемики посмотрели на себя со стороны, да прониклись "русской идеей" до самых до печенок.

Актеры (Les Acteurs)
Франция, 2000, 100 мин.
Режиссер: Бертран Блие
В ролях: Мишель Серро, Жан-Пьер Мариэлль, Анри Дюсалье, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Жерар Депардье

Сюжета как такового в данном фильме нет. Просто актеры. Просто беседуют, ссорятся, жалуются. Собрались французские звезды и устроили нечто вроде капустника, никому кроме них самих до конца не понятного. Чувствуется, что присутствует масса цитат, ссылок на их предыдущие роли и экранные образы, но, не будучи большим знатоком кино Франции, оценить в полной мере шутки и диалоги невозможно. Понятен, например, имидж Бельмондо. Он – весельчак, всегда смеется и даже умирает с улыбкой. Делон – молчаливый мизантроп. Депардье – бесшабашный пьяница и хулиган. Кого и насколько удачно играют остальные, я просто не знаю. Это как показать тем же французам "Старые песни о главном – 3". Кое-где улыбнутся, наверное. Но поскольку "Ивана Васильевича" не смотрели, вряд ли оценят.

В целом посмотреть можно, исключительно ради тех же актеров. Есть хорошие и смешные шутки. Например:
– Так вы – голубой?
– Да.
– Как это на вас нашло?
– Сзади.
Правда, ближе к концу все менее смешно, все более грустно, а местами даже пафосно.

Основная идея, видимо, в том, что после многих лет на сцене и экране актеры уже не осознают, реальность вокруг или съемки очередного фильма. В середине диалога могут начать затравленно озираться в поисках скрытой камеры.

Предупреждение: Делон, Депардье и Бельмондо, хотя и вынесены на обложку кассеты, снялись лишь в эпизодических ролях.

Из Африки (Out Of Africa)
США, 1985, 155 мин.
Режиссер: Сидни Поллак
В ролях: Роберт Редфорд, Мэрил Стрип, Клаус Мария Брэндауэр

Стрип играет датскую аристократку Карен Бликсен. После нескольких неудач на личном фронте она выходит замуж за своего старого знакомого, барона Брора (Клаус Мария Брaндауэр). По расчету. У нее – деньги, у него – титул. Такие браки, как известно, самые крепкие. В Европе холодно, да и война на носу (идет 1913 год). Карен и Брор решают купить себе ферму в Африке и выращивать там кофе. Но ферма оказывается полностью на попечении Карен. Муж не помогает. Он же аристократ, работать его ломает. Охота – вот занятие для джентльменов.

Карен остается практически одна, поскольку общество других аристократов ей неинтересно. Она думает и пишет, вместо того чтобы пить и сплетничать. У нее появляется единственный друг – охотник Дэннис (Рэдфорд). С течением времени, естественно, дружба перерастает в любовь. Но их любовь – не пламенная страсть. Каждый немножко сам по себе. Редфорд любит, но не готов пожертвовать свободой. Он появляется на несколько дней и снова уходит на недели.

Очень красивая и несколько старомодная история любви. Особенно понравилось, что абсолютно нет истерик и пошлого пафоса. Все персонажи ведут себя с достоинством. Настолько с достоинством, что когда Брор встречает уже живущего с его женой Дэнниса и говорит: "Ты хоть бы разрешения спросил", – тот отвечает: "Я спросил. Она сказала "да".

Есть некоторое сходство со снятым позднее "Английским пациентом". Та же диаспора европейцев на Африканском континенте, та же война на заднем плане, та же неторопливость повествования. Но! И это важно: меньше соплей и пафоса. Нет, "Пациент" – прекрасный фильм, просто не люблю, когда из меня расчетливо слезу давят.

Потрясающие съемки африканской природы и ландшафтов в стиле National Geographic. Семь "Оскаров".

Цена невинности (The Price of Kissing)
США, 1997, 93 мин.
Режиссер: Винс Ди Персио
В ролях: Поли Перретт, Леон, Николь Эггерт, Джон Седа

Главная героиня (назовем ее условно "брюнеткой") живет впотьмах. В смысле – зрячая, но не видит света в конце тоннеля. Лет ей еще мало (около двадцати?), но у нее уже от жизни такая уста-а-а-алость. Очень подходят слова доктора Шаца про "как все запущено…". Особенно в отношении личной жизни. Она (брюнетка) любит негра, негр – блондинку, блондинка – негра, а простой парень – брюнетку, но без взаимности. И только Мамба их всех ненавидит!

С негром у брюнетки нежная дружба, сплошной платонизм, хотя и не без намека на сексуальность. Может ему спинку потереть, могут в одной кровати поспать безо всяких глупостей. Друзья потому что! Но, чтоб не расслаблялся, она может у него дома свои трусики спрятать. Работает в ночном клубе, но не где стриптиз, а где играют джаз и рэгги. Все очень чинно и благородно. Книжку пишет о вещах, которые ненавидит. Хотя и не только. Там еще мысли о жизни, описание собственных чувств и переживаний. Ее ведь мучает множество вечных вопросов: зачем живет человек на свете? бывает ли в жизни любовь? кто подставил кролика Роджера? слабО ли Вольдемару нырнуть в фонтан? Вопросы есть, а готовых ответов нет… Сложная штука – жизнь!

Единственный различимый невооруженным взглядом плюс этого скучного и затянутого фильма – музыка в стиле рэгги.

Кассеты для обзора предоставлены компаниями "Пирамида" и "Премьер"

Выбор читателей