Итальянский коммунист, усатый нянь

Его кинокарьера началась случайно в картине "Юлька". Его узнали и полюбили после "Усатого няня". Свою жену – внучку маршалов Жукова и Василевского – он нашел в сугробе. Создать "Театр Луны" тоже помог случай

Его кинокарьера началась случайно в картине "Юлька". Его узнали и полюбили после "Усатого няня". Свою жену – внучку маршалов Жукова и Василевского – он нашел в сугробе. Создать "Театр Луны" тоже помог случай.

Признавая это, Сергей Проханов называет себя человеком целеустремленным и азартным. Наверное, сочетание этих качеств и привело его к успеху. А впрочем, обо всем по порядку.

В моей жизни многое решает случай

Ирина Васильчикова: В одном из интервью Вы говорили, что Вы – человек азартный. Вам это качество больше помогает или мешает?

Сергей Проханов: Если речь об игре, то я не азартный. А если это касается дела – тогда другой разговор. Я ставлю себе планку и пытаюсь взять эту высоту. Я по гороскопу Козерог – Дракон. Во что бы то ни стало стараюсь завершить начатое. Не знаю, можно ли это назвать азартом.

И.В.: Вы упомянули про гороскоп. Верите в астрологию?

С.П.: По крайней мере характеристики Козерога и Дракона полностью совпадают с моим характером. Я многого в жизни добился, благодаря козерожьей твердолобости, упертости. Наверное, гороскоп здесь сыграл не последнюю роль. Так уж звезды распорядились.

И.В.: Когда Вы создавали свой театр, Вы тоже руководствовались желанием взять новую высоту?

С.П.: В моей жизни многое решает случай. Случайно жену нашел, случайно вступил в кооператив, потом создал свой театр.

И.В.: Вы строгий начальник?

С.П.: У нас в театре демократия существует до поры до времени. Когда я вижу, что народ разболтался, принимаю меры. У нас, я бы сказал, царит демократическая монархия.

И.В.: Что Вы можете простить, а чего не простите никогда?

С.П.: Наверное, как любой российский человек, не смогу простить предательства. По этому поводу я буду переживать больше всего. Хотя в жизни я с этим столько раз сталкивался... Артисты – это такие сукины дети… Я их всех очень люблю, но всегда жду какого-то сальто-мортале. Как говорится, если тебе понравилась актриса, сразу подумай, кем ты ее можешь заменить.

И.В.: Кем Вы себя ощущаете в большей степени: баловнем судьбы или рабочей лошадкой?

С.П.: Я не знаю, чего в моей жизни было больше. Наверное, в равных пропорциях и то, и другое. Я, безусловно, трудоспособный. Я 3,5 года строил театр. Кто-то уже перестал верить в успех этого предприятия, но я добился своего.

Я чудом получил помещение под театр. Раньше там, говорят, располагались конюшни графини Волоцкой. Сказать, что это было крайне ветхое помещение, – ничего не сказать. Мы вывезли 35 грузовиков мусора! С тех пор прошло уже семь лет. Нам нужен новый простор для общения, потому что зальчик на 100 мест не может вместить всех желающих. Я пытаюсь решить этот вопрос. Верю, что "пробью".

И.В.: Знаю, был необычный случай, когда Вас приняли в итальянскую компартию...

С.П.: Это был период становления нашей страны, когда все торговали всем. Мы устраивали гастроли нашим танцевальным коллективам. В тот раз поехали в Италию. Когда стали обговаривать гонорар, сначала была названа сумма около тысячи долларов в месяц. Но потом наш иностранный компаньон решил, что этого много: "Девушки будут вести богемный образ жизни: пить, курить... Я как итальянский коммунист этого допустить не могу. Если бы вы были членами итальянской компартии, вы бы меня поняли". На что мы ему ответили: "Какие проблемы? Мы с радостью вступим, если это поможет делу". Тогда он достал из стола бланки партбилетов, заполнил их. Мы заплатили какие-то незначительные деньги. Так я стал итальянским коммунистом. Сказали, что будут звать на слеты, но пока что-то не приглашают.

И.В.: Режиссура – это диктат. А насколько окружающие могут влиять на Вас? И насколько допустимо такое "вмешательство"?

С.П.: При наличии связей и контактов я все-таки одиночка. Я пока еще доверяю той истине, которая сидит во мне. Я, конечно, много слушаю, что-то отбираю. Пока еще я могу отсеять: что стоит брать, а что – нет.

Иногда я что-то компилирую. Ведь первая заповедь Дали звучит примерно так: "Не бойтесь копировать большие произведения. Если тебе удалось – это уже большое достоинство". Бывает, берешь какую-то идею за основу, из которой в итоге развивается спектакль.

Жену я нашел в сугробе

И.В.: Дома Вы меняетесь, или там решающее слово тоже за Вами?

С.П.: Нет, дома я крайне пассивный. В настоящее время домашним хозяйством больше занимается жена. Все из-за того, что времени нет.

И.В.: Кстати, что значит "нашел жену случайно"?

С.П.: Жену я нашел в сугробе, в подмосковном поселке на Пахре. Мы там с другом отдыхали несколько дней, на лыжах катались. И вот идем как-то и видим: сидят в сугробе две девушки, отдыхают. Мы пригласили их зайти в дом погреться, а сами уехали на лыжах кататься. К моменту нашего возвращения девушки еще не ушли. Тогда и состоялось наше знакомство. Через полтора года мы поженились. "Серебряную" свадьбу уже отметили. Таня – юрист-международник, но сейчас она домохозяйка.

И.В.: А какой Вы отец?

С.П.: Воспитанием детей занимается в основном жена. Я "подключился", когда дети были уже в сознательном возрасте. Дочь Настю я попытался привлечь в нашу профессию. Что-то у нее получается. Она – художник по костюмам. Выпустила уже три спектакля. Про сына что-то говорить пока рано. Ему 12 лет.

И.В.: А он что-то говорит по поводу своей будущей профессии?

С.П.: Пока нет. Он видит, как много я работаю. Думаю, он так не хотел бы.

И.В.: Какие черты характера дети унаследовали от Вас?

С.П.: Пока я такого не вижу. Настя, наверное, как и я, старается завершить начатое. Но ей пока, возможно, не хватает опыта. А может, упертости. Я вижу, что ее пока еще ведет чья-то рука.

Критиков надо удивлять

И.В.: Вы пишете пьесы, что-то переделываете. А желания заняться литературой не возникало?

С.П.: Когда я стал режиссером, то обнаружил, что лучшие пьесы мирового репертуара уже кем-то поставлены. И, надо заметить, неоднократно. Тогда я стал писать сам. Я брал произведения, не "затертые" читателем. Так появилось восемь пьес. Я люблю оставаться наедине с чистым листом бумаги – и писать.

Кстати, здесь тоже не обошлось без случайности. Я взял с полки "Ночь нежна" Фицджеральда. Меня это так захватило! В итоге появился спектакль.

Желание что-то написать есть, но не в литературном варианте. Ведь хотя бы один премьерный спектакль в год должен выходить. На это уходит много сил и времени. Я не люблю литературных критиков, которые везде пытаются найти что-то эдакое. А их надо чем-то удивлять. Вот этим я и занимаюсь.

И.В.: И чем удивите в ближайшее время?

С.П.: Мы в нашем "Театре Луны" учредили премию "Ромашка", памяти А. Ромашина. 1 января 2001 года ему исполнилось бы 70 лет. Он чуть-чуть не дожил до своего юбилея. Эта премия будет вручаться по итогам опроса зрителей, который мы будем проводить в начале, в середине и в конце сезона. И в конце сезона будем награждать лауреатов.

Надо уметь распределять время

И.В.: Поделитесь секретом: как все успеть?

С.П.: У меня в сутках 26 часов. Как? Встаю на два часа раньше. А если серьезно, трудно советовать. В идеале, надо иметь четкий план действий. Не зря раньше писали "описание жизни", своего рода дневник.

Я очень не люблю тратить время впустую. Я говорю не об отдыхе, потому что это тоже необходимо, а именно о бессмысленной трате времени, которая ни к чему не приведет. Надо уметь распределять свое время. Хотя единого рецепта здесь, наверное, быть не может.

И.В.: В прошлом году на день рождения Вам сделали не совсем обычный подарок, приняв в Международный союз журналистов...

С.П.: После того дня рождения, который отмечался незадолго до Нового года шумно и весело, я не нашел нескольких подарков. В том числе и этого удостоверения. Теперь вот думаю: восстановить бы.

И.В.: Какой вопрос журналисты задают Вам чаще всего?

С.П.: Чаще всего спрашивают про "Усатого няня". Но я, честно говоря, уже устал об этом рассказывать.

Выбор читателей