Если "там" ладно, значит здесь – худо?!

Необходимость написания данного материала назрела в связи с большим количеством откликов, пришедших в ответ на статью "Ладно ль за морем иль худо"

Прежде чем приступить непосредственно к изложению того, ради чего была затеяна эта статья, хочу предупредить читателей, что она не является отдельным и самодостаточным произведением, а представляет собой комментарии и некоторые дополнения к статье " Ладно ль за морем иль худо", опубликованной в газете "Yтро" 12 января 2001 года. Необходимость таких дополнений назрела в связи с большим количеством откликов, пришедших в ответ на первую статью, – они оказались очень разнообразны и неоднозначны, чем и подтвердили, что интерес к этой теме не случаен и что прокомментировать реакцию на статью не будет излишним.

Такая волна откликов для меня самой была совершенно неожиданной, хотя стоит признать, что эмоциональная окраска статьи не была нейтральной, и уже на основании этого можно было ожидать живой реакции на эту публикацию. Однако чем бы ни была вызвана эта реакция, она показала, что тема действительно очень острая, и это еще один довод в пользу сегодняшней статьи.

Хотелось бы сразу пояснить некоторые моменты предыдущей статьи, которые многие читатели интерпретировали неверно, иногда додумывая и договаривая за меня то, чего я не произносила, потому что это не совпадало с моей точкой зрения. Позволю себе сейчас разъяснить такие моменты подробнее, так как они были достаточно значимы.

Не случайно в моей предыдущей статье нет выводов – я вообще не стремилась делать какие бы то ни было выводы (одни упрекали меня в их отсутствии, другие усматривали там все же некие заключения и, в свою очередь, упрекали меня в их неверности), более того, в статье я специально подчеркнула, что я намеренно их не делаю, так как считаю, что они тут неуместны: есть ситуация, а выводы каждый делает сам для себя.

Также ни в коем случае я не претендовала на объективность – по-моему, достаточно очевидно, что объективности тут быть не может и выдавать свою личную точку зрения за объективную было бы, мягко говоря, неумно.

Вы не поверите, но и ни на какие обобщения я тоже не претендовала. Обобщения имеют свойство быть непростительными, как это тонко подметил в одном из своих произведений все тот же остроумный писатель Виктор Ерофеев. Собственным жизненным опытом я не пыталась мерить явления или события, выходящие за рамки моего непосредственного кругозора. Не буду уж раскладывать по полочкам: тот, кому интересно, сможет найти все соответствующие пояснения в моей предыдущей статье, если прочитает ее чуть более вдумчиво, чем с целью просто просмотреть и "зацепить тему".

Я не пыталась обобщать, не пыталась делать выводы, я не стремилась никого убеждать в своей правоте, полагая (надеюсь, справедливо), что судить или делать однозначные выводы в подобной ситуации имеет право разве что Господь Бог. Так позвольте, спросите вы, зачем же в таком случае я вообще писала?

А вот зачем! Все достаточно просто, не нужно глубоко копать и впадать в пафос, мол, подобные статьи пишутся, чтобы заставить задуматься(!). Глупости все это. Каждый и так задумывается настолько, насколько может и хочет, а уж подобными статьями задуматься больше его не заставишь. Мне всего-то было интересно узнать, волнует ли это кого-то еще, много ли таких людей, у которых есть какое-то мнение на этот счет – вовсе не обязательно совпадающее с моим, но не равнодушное и не спровоцированное посторонними высказываниями, чем-то задевшими, а свое, достаточно обдуманное и достаточно выстраданное.

Замысел написать подобное возник потому, что чем больше я наблюдала происходящее, тем больше убеждалась, что отъезд за границу как таковой становится слишком уж естественным для "большинства населения" явлением, и когда я заводила подобные разговоры со своими знакомыми, то слышала в ответ: ну и что, а что в этом такого, в чем проблема… Вот я и написала ту статью любопытства ради, чтобы узнать, какие существуют мнения на этот счет и каково отношение. И хотя любопытство мое не было совсем уж равнодушным (а иначе откуда же взяться любопытству? – оттого и статья получилась, возможно, местами несколько вызывающей), но я не претендовала и не могла претендовать ни на что более, кроме как вызвать дискуссию между теми, кому это близко, дать им повод высказать свои мнения, если им самим это нужно. Тем самым ответить и на свой вопрос. Только ради этого я все это затеяла, взяв на себя ответственность за все те некорректности, в которых не забыли упрекнуть меня мои читатели. И могу сказать, что результат действительно удался.

Я уделила разъяснению цели статьи так много внимания потому, что этот вопрос неявно содержался в очень многих письмах. Неявно – значит, содержался не в виде вопроса, а в виде неверных посылок по поводу этой самой цели. Ниже я приведу некоторые наиболее яркие примеры подобного непонимания, а все полученные отзывы целиком вы можете прочесть на отдельной странице.

Какие только невероятные предположения о цели моей статьи не встретились мне в письмах! Но одно из них удивило и развеселило меня и вовсе несказанно – возможно, многие сочтут это за излишнюю беспечность, но сами посудите. Вот наиболее лаконичное, встретившееся в одном из писем изложение этого варианта:

"This article is the order of russian FBI".
"Эта статья написана по указанию русских спецслужб".

Или вот еще о том же, не так лаконично, но зато более красноречиво, если закрыть глаза на орфографию и митинговую фразеологию:

"…ясен и заказной смысл этой дешевки и те тридцать серебряников которые за нее получены и на которые в свою очередь скатано куда нибудь на кипр пока можно еще даже таким борзописцам".

Однако ж, как мне, оказывается, недоплатили!

Подобные письма вообще весьма показательны, и на их основании можно уже начинать строить картину мнений, о которых мне написали мои читатели.

Я затрудняюсь дать даже приблизительную оценку того, каких писем было больше – одобрительных или категорически отрицательных, настолько они были разнообразны; но могу сказать, что меня порадовало большое количество посланий, в которых писали не просто "это полный бред" или "полностью согласен", а писем, в которых люди делились своим опытом, своими мнениями и даже своими сомнениями, признавая сложность и неоднозначность затронутого вопроса. Большое спасибо всем, кто не поленился и захотел рассказать мне о том, что составляет предмет его собственных непростых размышлений. Я нашла в этих письмах множество ценных, заслуживающих внимания мыслей и полагаю, что не останусь в этом мнении одинока. Тем самым смею возразить нижеследующему:

"…Тема-то не стоит того… Мысли, подобные Вашим, рекомендуются только для личных дневников, не более".

Вопреки этому мнению, нашлось достаточно много желающих продолжить этот разговор.

Хотелось бы также обратить внимание на некоторые любопытные закономерности, которые обнаружились в письмах.

Чтобы слегка поразвлечь читателя, начну с самого несерьезного момента. В своей предыдущей статье я употребила выражение "roskosh chelovecheskogo obscheniya" в контексте описания неких ценностей, присущих российскому менталитету. И очень многие, с выразительным единодушием, о котором нельзя не написать, интерпретировали эту самую "роскошь" не иначе как "ночь на кухне с бутылкой водки". Во-первых, если уж и понимать эту фразу буквально, то что ж так прозаично-то? Ну тут уж, наверно, у каждого свое общение и свое об этом представление. А во-вторых, хотелось бы сказать:

Господа! Ну не нужно же воспринимать все так буквально. За словами попытайтесь увидеть мысль, которую, возможно, стремился вложить туда автор, а даже если и не стремился, то будет весьма полезно (для вас!), если вы все же ее там найдете. А слова – не более чем средство создания художественной окраски, призванной повлиять на восприятие читателя и настроить его на соответствующий лад, намекнуть ему, если хотите. Но догадаться он должен непременно сам.

Были и еще мнения, высказанные далеко не в одном письме, что тоже позволяет говорить об определенных тенденциях, но тут уж разговор более серьезный: речь о человеческом достоинстве. Как оказалось, огромное количество людей совершенно искренне меряет собственное достоинство и степень уважения к себе и окружающим исключительно имеющимся в их распоряжении материальным благосостоянием. Да, я согласна, что стремление человека к комфорту "в этой жизни" вполне естественно, но при чем тут достоинство? Связь здесь существует только в крайней ситуации – в абсолютной нищете трудно оставаться человеком, по крайней мере, невозможно предположить заранее, что станется с попавшим в такую ситуацию, как и в любую экстремальную, как он себя поведет, что сможет выдержать, с чем сумеет бороться, но ведь речь только об абсолютной, дикой, полной нищете. Или и тут у каждого свой порог чувствительности, как заметил кто-то из читателей? Возможно и так, однако присутствие этой темы в письмах производит удручающее впечатление, нельзя же так, ведь не любые заслуги человеческие сказываются на его материальном благосостоянии, это вещи, не связанные непосредственно! Да, они могут быть таковыми в каких-то случаях, но далеко не во всех, да и в этих некоторых – только посредством многих других условных связей.

Вдогонку приведу еще одно мнение:

"Unfortunately my observation of the people coming lately from Russia is different from yours. They are not so spiritual as you describe. We've got thousands of people in Detroit with F-1 and H-1 visas and I'm surprised to hear what they talk about, especially young people. All they remember about Moscow is restaurants, designer clothes, foreign cars and lavish apartments. I don't want to generalize but they seem to me even more pragmatic, merkantilnye than their American peers".

"К сожалению, мои впечатления от людей, приехавших недавно из России, несколько отличны от Ваших. Им не свойственна та духовность, о которой Вы говорите. У нас в Детройте тысячи людей, приехавших по визам F-1 и H-1, и мне удивительно было то, о чем они разговаривали, особенно молодые люди. Все, что они помнят о Москве, – это рестораны, модная одежда, иностранные машины и дорогие квартиры. Мне не хотелось бы обобщать, но они кажутся мне даже более прагматичными и меркантильными, чем их американские сверстники".

Ужели мне одной очевидна связь с предыдущим наблюдением?

Но это все были высказывания, сопутствующие основной теме; вернемся же к ней и поглядим, какие есть мнения, отражающие отношение именно к описанной ситуации. Их можно разделить на три группы: 1) бьющие исключительно отрицательной энергией, имеющие своей целью выразить откровенную злобу; 2) полностью одобрительные, "спасибо автору за моральную поддержку"; и 3) группа, отчего-то наиболее значимая для меня, – это те письма, в которых и не ругались, и не хвалили, а делились своими непростыми мыслями и своим непростым опытом.

Думаю, стоит привести наиболее интересные примеры из различных групп. Вот письмо, которое я бы скорее отнесла к группе номер один:

"You will be able to make your final conclusions only after few years hardworking in America. If you appreciate your buddy's midnight visits with bottle of vodka - it's up to you, stay in Russia and enjoy "roskosh’ chelovecheskogo obscheniya". I became physically and mentally healthy in Canada. And I am free now. I have a lot of fun reading this article, you need a doctor. Do you know that root for word "slavyanin" is lathin – slave. My ne raby – raby ne my".

Адаптированный перевод:

"Вы бы, милочка, воздержались от окончательных выводов, пока не попробуете парочку лет погнуть спину в Америке. Если вас вдохновляют полуночничания в обнимку с бутылкой водки – прекрасно, это то, что вам нужно, оставайтесь в России и наслаждайтесь роскошью человеческого общения. Я же только в Канаде постиг смысл того, что значит быть физически и умственно здоровым. Теперь ясвободен . Я изрядно повеселился, читая вашу статью, несомненно, вам нужно к врачу. Знаете ли вы, что корень слова славянин означает в переводе с латинского "раб". Мы не рабы – рабы не мы."

Не кажется ли вам, что человек, действительно физически, умственно и духовно здоровый и Свободный с большой буквы в самом широком смысле этого слова вряд ли будет вообще когда-либо говорить с таким раздражением, а уж тем более говорить с ненавистью о своем происхождении и гордиться тем, что теперь он не имеет с ним ничего общего? Согласитесь, это как-то мелко. Вряд ли можно жить в мире с собой, испытывая такое презрение к собственному происхождению. И стоит ли кичиться подобной духовной "свободой"?

Вообще, говорить не от своего лица, а от лица и словами людей, не имеющих к тебе никакого отношения, – весьма веско, поскольку уж эти-то люди точно не получили за свои письма пресловутые "тридцать сребреников", и поэтому слова их можно считать искренними, в отличие от слов автора статьи, в искренности которых некоторые читатели, как вы видели, позволили себе усомниться. Так что я с удовольствием воспользуюсь таким неожиданно попавшим в мое распоряжение серьезным аргументом, как мнения незнакомых мне людей. И даже почти воздержусь от комментариев, дабы не сбить читателя своим собственным пониманием написанного и позволить ему в полной мере оценить многогранность высказываний.

"Вам, как мне кажется, удалось передать то тревожное настроение и растерянность, которые действительно возникают при обсуждении этой темы. <…>

А вот что касается науки и почтительного отношения к тезису о деньгах за нее... Любовь к науке – это диагноз. Она самодостаточна и не требует внешней подпитки. Если человек болен наукой, ему, грубо говоря, не нужны никакие деньги, он и так на игле. В противном случае все разговоры о достойной оплате и пр. – словоблудие, призванное прикрыть так хорошо описанные Вами в статье прочие "блестящие витрины".

(Хочу поблагодарить автора письма за эти слова – в своей статье я не могла позволить себе высказать нечто подобное, хотя и согласна с этим мнением, но в рамках той статьи это звучало бы, возможно, чересчур пафосно.)

"Одна из российских болезней – болезненное ощущение своего мнимого духовного превосходства над сытыми американцами и европейцами при полной неспособности дать своему народу сносное существование. Пожалейте своих соотечественников, сидящих без света, тепла и зарплаты – и без всякой надежды на улучшение – в Приморском крае. Вы – умные, духовные, все понимающие, сделайте простую вещь для СВОЕЙ страны – начните жить хорошо. Пока же вы дикари в рваных шкурах, попрошайничающие огрызки у других племен и тоскующие о звездах. Тоскуйте".

Без комментариев.

"В самом деле, не только ведь деньги привлекают людей, просто это общепринятый (в Америке уж точно) критерий оценки качества жизни. Не секрет, что жизнь за рубежом нашей Родины, как правило, более легкая, больше возможностей для того же отдыха, путешествий, развлечений. Однако для человека, который способен активно управлять своей жизнью, таких возможностей немало и здесь. В этом-то месте и находится, как мне кажется, та самая закавыка, на которую Вы намекали.

Реально получается так, что туда уезжают люди, у которых хватило сил и знаний пробиться туда. Но, приехав туда, они оказываются втянутыми в принятый там круг жизни, более комфортный и стабильный по сравнению с нашим. Те, у кого не хватило сил и знаний, остаются здесь, с завистью или презрением глядя на тех, кто "предал" Родину, и мучаясь в нашем жизненном круговороте.

Однако есть еще и третьи, которые понимают, что мир неисчерпаем в любой его точке. И поэтому незачем пытаться бежать от окружающей действительности. Коль скоро судьба распорядилась родиться и жить в этой стране, то нужно жить, наслаждаясь миром.

К сожалению, в современном обществе, пропитанном деньгами и коммерческим успехом или даже просто глупостью, сравнительно мало людей могут осознавать смысл своей жизни и красоту окружающего мира. "

Приятно, что некоторые люди все же думают о том, что читают, и пытаются увидеть за словами некую мысль.

А вот что написали "оттуда". Таких мнений мало, но они есть, как это ни удивительно. А значит, есть еще на что надеяться…

"Только чувство оставленного дома вас не покинет никогда – вы просто не сможете создать такую атмосферу на новом месте. И это не покроется ничем и никогда. Вы так и помрете с этим сомнением – а правильно ли я сделал, так как ваша жизнь будет неполноценна. Я не знаю, проживи я тут еще года два, я перестал бы, может, так считать – а вдруг нет? Ведь это два года, после которых, может, придется все снова начинать сначала, – хватит ли у вас потом сил и желания на это, или вы так и помрете в сомнениях? Многие из-за океана считают, что уровень жизни тут выше – я тоже так считаю. Только та ли это ценность, из-за которой стоит идти на мучения адаптации последующей жизни (а их вам не избежать), и были случаи, когда люди просто ехали назад, несолоно хлебавши.
<…>
Но теперь, по прошествии двух месяцев, я определился со страной моего будущего проживания: как вы ни удивитесь, да-да, это будет наша Родина. Но прежде я хотел бы просто поднабраться опыта и подкопить денег, чтобы в России я мог бы хоть какое-то время поработать без зарплаты. При условии знания английского и "царя в голове" я спокойно вернусь назад и буду доволен тем, что я посмотрел вдобавок еще и Северную Америку...
<…>
Я ставлю на Россию".

Я уже чуть было не разуверилась в том, что еще кто-то, кроме меня, находит что-то ценное в нашей жизни здесь, в России, среди бардака и бескультурья, о котором все мы знаем, но который для некоторых теперь стал лицом российской жизни, без светлых пятен, лицом с отпечатком агрессивной безысходности… А кто-то, как оказалось, сумел разглядеть что-то еще и нашел в себе силы верить в себя, что-то здесь ему дорого, что-то есть такое, что не хочется терять…

"Я ставлю на Россию".

Вот на такой, быть может, слегка пафосной, но зато отрадно оптимистической ноте мне и хотелось закончить эту статью. Нет-нет, не в том смысле, что "там" худо, а в том, что тут, может быть, еще не столь безнадежно, пока есть люди, которые в это верят…

Выбор читателей