А.Коржаков: "Я в оппозиции к подлецам"

Депутат Госдумы не верит в питерскую команду Путина и сомневается, что двухэтажная квартира Евгения Киселева куплена на честные деньги

Депутат Коржаков – уникальный для Думы человек. В то время как многие его коллеги, не задумываясь, сменили бы свой статус думцев на кресла правительственных или кремлевских чиновников, Александру Васильевичу это без надобности: он уже был при власти, да еще в таком качестве, что зачастую пресса называла его "серым кардиналом" Бориса Ельцина, а то и просто фактическим правителем страны. Много воды утекло с тех пор, как летом 1996 года Александр Коржаков лишился своей должности начальника службы безопасности президента РФ и был безжалостно, как это подчас делал Ельцин, выброшен в никуда. Последовавший вскоре приход Коржакова в Думу злые языки называли не иначе как "побегом во власть". Две подряд выигранные избирательные компании внесли коррективы в это утверждение: заговорили о том, что Александр Коржаков возвращается во власть. Эти разговоры только усилились после того, как в декабре 1999 года депутат Коржаков не стал отрицать и своих губернаторских амбиций: Тульская область, от которой он и избирался в Госдуму, должна была сменить "вечного" Стародубцева на оппозиционного ельцинскому режиму Коржакова.

И вот новая неожиданность: на днях Александр Васильевич объявил о своем отказе участвовать в предстоящих в Тульской губернии выборах. Так что – пришло время говорить о Коржакове, бегущем от власти?


"Yтро.ru": Александр Васильевич, Ваше недавнее заявление прозвучало как-то неожиданно. Что произошло, почему Вы решили не баллотироваться на пост губернатора?

Александр Коржаков: Тут сразу несколько причин. Год назад, в декабре 1999 года, была совершенно иная ситуация. Мы жили в другой стране, имели другого президента, предстояли другие выборы. В то время нынешний Тульский губернатор Василий Александрович Стародубцев изъявлял желание идти в Думу, и его место, таким образом, освобождалось. В то время я четко знал, что нахожусь в оппозиции к тому, кто стоял тогда у верховной власти. Сейчас, по прошествии года, ситуация изменилась в корне. Нынче у власти молодой президент, имеющий большую поддержку населения, и я вряд ли буду идти к нему в оппозицию. Во всяком случае, пока не собираюсь. Если я в оппозиции, то в оппозиции к подлецам, а не к нормальным людям.

Есть и иная причина. Перед тем как принять решение, я трезво оценил свои силы, то, чем я мог бы помочь Тульской области. И расклад не в мою пользу. Кроме того, любая избирательная кампания требует больших средств. Конечно, в свое время приходило много людей, обещавших меня поддержать, но дальше слов дело не шло. Да и сейчас приходят и говорят: вы же обещали еще год назад, а теперь колеблетесь.

"Y.": На чьей стороне на предстоящих выборах будут симпатии избирателя Коржакова?

А.К.:Я уже объявил о своей поддержке Виктора Владимировича Соколовского. Мы всегда симпатизировали друг другу. Этот человек всегда уверенно руководил своим хозяйством, "Центрогазом". Про него говорят, что он человек грубый, жесткий… Но я думаю, что те, кто получает на его предприятии в среднем 17 тыс. рублей в месяц, согласны мириться с этой "грубостью". У нас есть замечательные интеллигентные руководители, чьи работники сидят без зарплаты. Соколовский уже участвовал в прошлых губернаторских выборах и занял тогда второе место после Стародубцева. Но тогда его толкал "Газпром", а сам он особого желания не испытывал. Сейчас же Виктор Владимирович принял решение самостоятельно, ибо считает, что при Стародубцеве в области, мягко говоря, лучше не стало. Областной бюджет выполнялся с явным перебором в сторону сельского хозяйства. Но даже при этом оно не поднялось. А уж все остальные вопросы, например, социальные, были просто забыты.

"Y.": Но люди довольны хотя бы тем, что в области старикам пенсии вовремя выплачивают…

А.К.Наш народ устал от дестабилизации. Люди так думают: при Стародубцеве живем, конечно, плохо, но пенсию вовремя платят, и то ладно. То, что пенсию платит не Стародубцев, а государство, этого никто не объясняет, а надо бы. Ведь и при Севрюгине (бывший губернатор Тульской области – "Yтро") пенсию тоже платили. И сейчас многие говорят, что при нем жилось лучше. Но никто не говорит о другом: сама-то пенсия – нищенская. У Стародубцева, извините за резкость, совковый менталитет. Да к тому же еще и обида на власти за то, что его в тюрьме продержали после неудачного переворота ГКЧП. Все это, плюс возраст – а в 70 лет, по моему мнению, руководить может только тот, кто пользуется абсолютным авторитетом у народа – сделало управление областью за последние годы абсолютно неэффективным. Так что, при всем уважении к Василию Александровичу, для меня ясно, что он не справился.

"Y.": Как, на Ваш взгляд, сложится предвыборная борьба?

А.К.Я уверен, что опять будет грязь. Кстати, я решил не идти на выборы и из-за этого тоже: угробишь за два месяца свое здоровье, все про себя узнаешь, что было и чего не было.

"Y.": А шансов у кого из претендентов больше?

А.К.:У нас троих – Стародубцева, Соколовского и Коржакова – было примерно равное количество шансов. Я решил, что все свои голоса отдам Соколовскому. Вот и решайте теперь, у кого какие перспективы победить на губернаторских выборах. Есть и другие кандидаты, и они будут отбирать у нас голоса. Среди них еще те экземпляры – один, например, прямо в прямом эфире отрубил себе мизинец на руке, заявив, что будет так же решительно работать. Мне кажется, что таким надо идти к психиатрам, а не в губернаторы.

"Y.": Вы заговорили о переменах. На Ваш взгляд, они вполне зримы, осязаемы, или больше говорильни на этот счет?

А.К.:Перемены к лучшему действительно происходят. Нашему президенту, конечно, не легко избавиться от "семейной" паутины. Может быть и поэтому перемены идут медленнее, чем могли бы идти. Президент болеет той же болезнью, которой в свое время болел и Ельцин, да и я сам тоже. Он думает, что, расставив вокруг себя преданных людей, к тому же одной с ним профессии, он со всем на свете справится. А между тем у каждого свой кругозор, каждому Бог отпустил свое: там, где один справится, другой все провалит. Мне кажется, что президенту стоит опираться прежде всего на профессионалов. И не гнушаться москвичами. Я вообще-то не понимаю, с чего это ленинградской "команде" такой карт-бланш: она что, крупных успехов в Питере добилась? У нас что, Санкт-Петербург стал передовым городом? Да и как он станет таковым, если все в Москву забирать?

"Y.": Но кадровая политика определяется еще и тем, кто из "бывших" сумел сохранить свои места во властных структурах… В свое время в одной из телепередач Вы произнесли: "Вот посмотрите: сменится президент, все поменяется". Так поменялось ли все?

А.К.:Говоря о том, что "все поменяется", я имел в виду прежде всего приход к власти работоспособного президента. Ельцин не работал, работали его помощники, фавориты, "олигархи" и "серые кардиналы". Все они старательно делали вид, что именно они сильны, как никто. А какой из Волошина "серый кардинал"? И не такой уж он был сильный. И сейчас он не сильный, все время на волоске висит. Если бы Путин снял, к примеру, того же Чубайса и поставил бы на его место любого другого профессионала, путь даже заместителя Чубайса, он бы просто выиграл в глазах людей. Какой бы Чубайс ни был гениальный, для простых людей он останется гением зла и виновником многих их бед.

У нас вообще чиновников выше крыши. Сколько раз Ельцин пытался сокращать аппарат. Только при Филатове, наверное, раза четыре. Заканчивалось всегда тем, что сокращали региональные структуры и уборщиц в администрации президента.

"Y.": Как Вы относитесь к тому, чтобы на время отложить вопрос о коррупции во власти времен правления Бориса Ельцина, отложить до лучших времен во имя стабильности в обществе?

А.К.:Я считаю, что если срок давности преступления не прошел, с преступником разбираться надо, кем бы он ни был. Дума даже в отношении бывшего президента допускает возможность преследования по закону – процедура, конечно, сложная, но все равно это уже не абсолютная неприкосновенность. Посмотрите на Германию: уж сколько для этой страны сделал Гельмут Коль, а ему вот обвинения предъявляют, чуть не сел… Сейчас процесс борьбы с коррупцией какой-то вялотекущий, больше крикливый. Мне, как человеку дела, непонятна эта тягомотина…

"Y.": Сегодня часто СМИ критикуют нынешнего генпрокурора Устинова…

А.К.:С квартирой этой прокурорской… Много говорят, а ведь ничего не доказано. Давайте брать не только прокурора, давайте брать всех остальных. Давайте посмотрим на двухэтажную квартиру Киселева (гендиректор НТВ – "Yтро") в центре Москвы. Она что, куплена на честно нажитые деньги? Давайте посмотрим, какую он зарплату как журналист получает – кто такие зарплаты устанавливает? Из честно нажитых денег? Ельцин им своим указом бесплатно канал передал в качестве эксперимента на год. Договорились, что через год будем думать, как поступать дальше. А через год канал стал их собственностью.

"Y.": Вы считаете, что НТВ должно стать государственным?

А.К.:Я – за независимый канал. Но тогда путь называется не НТВ, а ГТВ – "Телевидение Гусинского". Они же зависимы от Гусинского, а взяли на себя марку независимых. Вон, у Ирен Лесневской есть свое REN-TV – все ясно, чей канал, никаких вопросов. А тут взяли государственные коммуникации, а потом объявили себя независимыми.

Выбор читателей