Спад в американской экономике отменяется

От последнего выступления главы ФРС США Алана Гринспена перед конгрессменами веяло здоровым оптимизмом. Финансовый гуру заметил, что экономического спада можно избежать и вскоре вернуться к росту

Менее месяца прошло с тех пор, как вся деловая Америка с нетерпением ожидала первого в новом 2001 году выступления главы Федеральной резервной системы (ФРС) США Алана Гринспена. Тогда, на фоне тревожных экономических показателей и затяжного снижения американского фондового рынка, повышенное внимание к речи финансового гуру было вполне оправдано. Но вот прошло всего неполных четыре недели, и в минувший вторник г-н Гринспен снова выступил перед американскими конгрессменами. Однако контраст между этими двумя выступлениями более чем разителен.

Меньше месяца назад...

Выступление главы ФРС в конце января перед Банковским комитетом Сената США было кратким, сдержанным и довольно обтекаемым. С учетом новых свидетельств замедления темпов экономического развития, постоянных напоминаний о надвигающейся рецессии, хрупкого равновесия фондового рынка и явного ужесточения кредитной политики, г-н Гринспен был на редкость осторожен в своих высказываниях, пытаясь избежать упоминания наиболее остро стоящих проблем – таких, как фондовый рынок. Центральным же моментом этой памятной речи стала сенсационная фраза о том, что в краткосрочной перспективе "темпы развития экономики могут достигнуть нулевой отметки", которую потом долго без устали повторяли мировые СМИ. Видимо, дабы не накалять страсти, глава ФРС все-таки оговорился, что на данный момент никаких признаков настоящего спада в экономике не наблюдается, подчеркнув, правда, при этом, что это его личная точка зрения, которую могут и не разделять другие члены ФРС. Тем не менее, несмотря на общий пессимистический настрой, вызванный фактически признанием Гринспеном того факта, что Америку все-таки ожидают далеко не самые лучшие времена, речь главы ФРС все-таки не произвела совсем уж удручающего впечатления ни на общественность, ни на финансовые рынки США и всего мира. Упомянув неизбежность смены циклов экономического развития, г-н Гринспен удачно подчеркнул озабоченность ФРС серьезной ситуацией внутри страны и готовность к смягчению кредитно-денежной политики в целях вывода страны из возможного экономического спада. Это замечание, особенно его часть, касающаяся кредитно-денежной политики, а проще – процентных ставок, оказала благотворное действие на деловые и общественные круги, добавив им уверенности и вселив надежду в возможности ФРС.

Хамелеоновские перемены

Последнее же выступление г-на Гринспена, прозвучавшее позавчера, настолько сильно отличалось от предшествующего как по характеру, так и по содержанию, что это позволило некоторым наблюдателям назвать перемены в поведении главы ФРС не иначе как хамелеоновскими. Надо сказать, что все основания для подобных заявлений у них были.

Выступление явилось по своей сути изложением концепции Федеральной резервной системы нынешнего экономического состояния США. Согласно этой концепции, нынешняя ситуация является довольно резкой коррекцией перегретой в недавнем прошлом экономики, за которой сразу же последует новый цикл роста. Правда, с учетом снижения деловой активности и потребительского доверия, риск экономического спада пока еще сохраняется. Но в целом высказанная точка зрения сводилась к тому, что Америке в ближайшем будущем предстоит V-образный разворот экономического цикла. Другими словами, это означает, что краткий – не более полугода – период спада сменится не менее резким ростом уже во втором полугодии. Правда, несмотря на это, точка зрения ФРС относительно темпов экономического роста в США в 2001 году была официально пересмотрена с 3,7% до 2-2,5%. Также были официально пересмотрены и цифры безработицы – в 2001 прогнозируется рост безработицы с 4,2% до 4,5%. Снижение потребления, которое буквально до недавнего времени считалось одной из основных проблем, интерпретировалось уже совершенно по-другому: по словам г-на Гринспена, назвать это снижение значительным можно только относительно предыдущих цифр роста. На самом деле темпы роста потребления снизились до обычных показателей, соответствующих периоду экономического роста.

Экономического краха не будет. Будем бороться с инфляцией

Но самые главные перемены касались точки зрения на инфляцию и на будущее кредитно-денежной политики. Инфляция, а не борьба с угрозой рецессии, похоже, играет роль "ключевого фактора" в определении политики Федерального резерва. По крайне мере, г-н Гринспен упомянул о том, что пока инфляция находится под контролем и, возможно, даже снизится. Однако, по его словам, это не означает, что ее угроза полностью исключена. Поэтому ФРС будет "весьма осторожно" относиться к мерам кардинального характера – читай, к процентным ставкам. Другими словами, очередное снижение ставок, которое после январских событий в экономике и на финансовых рынках считалось практически решенным делом, откладывается в лучшем случае до конца марта.

Этот момент стал полной неожиданностью для общественности и в первую очередь для участников финансового рынка. Ведь судя по предыдущим заявлениям представителей ФРС (и г-на Гринспена в том числе), снижение ставок должно было стимулировать спрос и одновременно производство. Теперь же Федеральный Резерв фактически отказался от своей же недавно заявленной точки зрения.

Поворотный момент?

Но главное, что общий настрой этого выступления оказался весьма оптимистическим. Более того, большинство обозревателей посчитало его даже чересчур радужным. По их мнению, на настоящий момент подобный оптимизм имеет мало оснований – экономические данные пока еще свидетельствуют о продолжающемся замедлении, и говорить о "поворотном моменте" пока рано. Более того, полное отсутствие – уже второй раз подряд – каких-либо упоминаний о негативных факторах экономики, типа фондового рынка или рынка кредитов, также не может быть названо в числе положительных моментов последнего выступления. Если в первой речи отсутствие подобных упоминаний являлось вполне понятной мерой предосторожности, поскольку в компании с заявлением о предстоящих нулевых темпах развития экономики оно могло привести к роковым последствиям, то на этот раз это может расцениваться как намеренное избежание упоминания неприятных фактов. Ведь несмотря на все заверения Гринспена, что ФРС начинает действовать в более гибком режиме, подразумевая более частные изменения фискальной политики в ответ на изменяющуюся обстановку, эти слова больше смахивают на извинение за то, что ФРС таки упустила нужный момент для начала цикла снижения ставок в конце прошлого года, в результате чего пришлось прибегать к "чрезвычайщине" в январе. Это дает основание полагать, что, несмотря на "обеспокоенность" и на "постоянное наблюдение за развитием событий", ФРС, к сожалению, может ошибиться и еще раз – например, в отношении сроков окончания замедления экономики. И если возвращение акцентов с потребительского спроса на инфляцию при более близком рассмотрении кажется обоснованным, то высказывание по поводу того, что "перспективы промышленного роста… через некоторое время приведут к росту потребления и инвестиций", выглядит не совсем убедительно. На наш взгляд...

Противоречивые чувства

Итак, подводя итог, можно сказать, что контраст между двумя выступлениями главы ФРС отчетлив как по характеру, так и по содержанию. В первый раз г-ну Гринспену фактически удалось одержать чисто психологическую победу, подготовив почву для довольно тяжелого первого полугодия, и перенести акценты на возможные перспективы роста. Весьма оптимистическая картина, нарисованная им в последней речи, имеет куда более неоднозначный характер и оставляет определенные сомнения. Несмотря на высочайшее доверие, каким пользуется глава ФРС у инвесторов и простых американцев, у многих его последняя речь вызвала противоречивые чувства. Создалось впечатление, что основной ее целью было не охарактеризовать ситуацию и заявить о предпринимаемых ФРС мерах, а лишь убедить встревоженную ожиданием экономического спада общественность в том, что... "все кончится хорошо".

Возможно, конечно, что отображенный выше взгляд ошибочен и сомнения в точности и адекватности действий ФРС и ее бессменного рулевого напрасны, а второе полугодие в США действительно обернется новым экономическим взлетом. Не исключено. Хотелось бы верить в то, что США действительно удастся избежать глубокого экономического спада, – это, безусловно, благотворно отразилось бы и на остальном мире. А там уж – как знать...

Выбор читателей