Дайте только мне труп

В списке дел профессора Старза загадочная смерть бывшего директора ФБР Эдгара Гувера (1972), неожиданная гибель историка Левиса (1809), таинственная гибель Джесси Джеймса – бандита, грабившего банки

Джеймс Старз, профессор криминалистики из университета Джорджа Вашингтона, занимается исключительно раскрытием убийств. Он не зря носит звание профессора – наука в его руках дает удивительные результаты: с помощью современных научных методов ему удается раскрыть преступления, совершенные много десятилетий тому назад. "Мне трудно обучать студентов криминалистике чисто теоретически, – говорит профессор Старз, – гораздо продуктивнее продемонстрировать им современные научные методы в действии, при расследовании настоящего дела".

Для проведения расследования Старзу нужно только одно – тело убитого.

В списке дел, которыми Старз сейчас занимается, загадочная смерть бывшего директора ФБР Эдгара Гувера, случившаяся в 1972 г., неожиданная гибель ученого – историка Левиса, руководителя исследовательской экспедиции Lewis and Dark, которая произошла в штате Теннесси в 1809 г., таинственная гибель Джесси Джеймса, известного в свое время бандита, специалиста по ограблению банков.

Старз занимается только теми случаями, когда обстоятельства неожиданной смерти или ничем не оправданного самоубийства вызывают подозрение. Результаты первого исследования Старза, которое он выполнил десять лет тому назад, были потрясающими. Он занялся делом столетней давности о каннибализме Альфреда Паркера.

В феврале 1874 г. Паркер и его пять компаньонов отправились в горы Колорадо на поиски золота. Через два месяца Паркер вернулся один. Он признался, что был вынужден убить одного из своих товарищей, чтобы он и остальные члены группы могли спастись, питаясь мясом убитого. Захоронение людей, погибших в этой экспедиции, сохранилось, и Старзу удалось доказать, что все пятеро товарищей Паркера были убиты и употреблены в пищу. Трупы всех пятерых были расчленены, а на костях жертв каннибализма остались следы ножа, которые свидетельствовали о том, что мясо было отделено от костей.

Примером успешной работы профессора Старза, иллюстрирующим огромные возможности современных научных методов, служит дело Фрэнка Олсона. Олсон был военным биохимиком, принимавшим участие в экспериментах по созданию биологического оружия. Ранним утром 28 ноября 1953 г. менеджеру отеля Statler Hotel в Нью-Йорке сообщили, что какой-то мужчина выбросился из окна своего номера, расположенного на тринадцатом этаже. Менеджер выбежал на улицу, где и нашел на тротуаре тело погибшего. Подняв голову, он увидел, что рама раскрытого наверху окна качается от ветра. Смерть Олсона сочли самоубийством, но его сын Эрик был уверен, что его отца, которому было тогда всего 43 года, убили. Эрик пытался выяснить обстоятельства смерти отца, но ему удалось лишь установить, что за девять дней до смерти Фрэнку дали большую дозу ЛСД якобы с целью выяснения воздействия нового наркотика на организм человека.

Эрик Олсон не сомневался, что его отец подвергался большой опасности, занимаясь сверхсекретными исследованиями. Обстоятельства его смерти были загадочными. Все оконные рамы в отеле всегда держались закрытыми со спущенными жалюзи. Перед каждым окном стоял большой радиатор системы отопления. Если бы Фрэнк решил покончить с собой, ему пришлось бы потратить много времени, чтобы преодолеть все эти препятствия и оказаться около открытого окна.

"Чем старше я становился, – говорит Эрик Олсон, – тем подозрительнее мне казалась эта история". После смерти их матери Эрик и его брат решили эксгумировать тело отца и разрешить эту загадку. Они обратились к профессору Старзу с просьбой возглавить исследования. С разрешения родственников вскрыли могилу отца Эрика. Труп Фрэнка Олсона, пролежавший в земле 41 год, сохранился настолько хорошо, что с него можно было снять отпечатки пальцев.

Старз, бизнес-карточка которого украшена изображением Шерлока Холмса, склонившегося над микроскопом, сочетает традиционные методы работы детектива с новейшими достижениями научных методов анализа. Современная техника позволяет исследовать ДНК, делать объемное сканирование мозга и внутренних органов, определять ничтожно малые количества химических веществ в крови пострадавшего. Несколько десятилетий назад, когда были совершены те загадочные преступления, которыми занимается Старз, эти методы еще не были разработаны.

Отец Старза был владельцем похоронного бюро – не удивительно, что будущий криминалист с детства привык к виду мертвого тела. И ясно, что с ранних лет он увлекался детективными романами. Сейчас Старз выпускает ежеквартальный журнал под названием "Scientific Sleuthing Review" ("Обзор научного сыска"), в котором, например, описываются симпатичные новые методы исследования образцов со следами кровяных брызг, отпечатков губ и следов спермы на одежде.

Несмотря на то, что этот журнал, так же как и речь профессора Старза, полон черного юмора, а его кабинет украшен искусственными скелетами, к своей работе профессор относится очень серьезно. Старз считает, что без лишней надобности не следует беспокоить мертвецов и настаивает на вскрытии могилы только в случае крайней необходимости.

Старз никогда не проводит исследование в одиночку. Так было и в случае расследования обстоятельств смерти Фрэнка Олсона. Старз собрал целую команду ученых – экспертов из самых разных областей, таких, как антропология, химия, радиология, патология, токсикология.

Первое, что нужно было сделать, когда останки Фрэнка Олсона были извлечены из могилы, – это установить личность похороненного, подтвердить, что это действительно труп Олсона. Для этого исследователи сравнили рентгеновские снимки челюстей погибшего с его прижизненной фотографией, где он широко улыбается. Было использовано также сканирование черепа с помощью компьютера для сравнения его очертаний с фотографией. Получив полное совпадение, ученые убедились, что они имеют дело с телом Фрэнка Олсона. Затем к делу приступил Джеймс Фрост, патологоанатом из медицинского исследовательского центра в Западной Вирджинии. В результате вскрытия Фрост обнаружил гематому около левого глаза, которая не была описана в отчете об исследовании трупа. Кости были целы, но наличие гематомы говорило о серьезной травме головы, которую Фрэнк получил, по мнению ученых, до падения из окна.

После вскрытия Старз отправил образцы волос и тканей тела Олсона в две независимые токсикологические лаборатории. Эти образцы были исследованы методами газовой хроматографии и спектрометрии, которые позволяют обнаружить присутствие различных химических соединений в ничтожных количествах. В образцах было обнаружено небольшое количество наркотика.

В дополнение к исследованию трупа, команда Старза попыталась воспроизвести сцену предполагаемого самоубийства. Они измерили размер окна в отеле и расстояние от него до земли, расспросили менеджера, где именно было найдено тело. С помощью компьютера биоинженеры рассчитали скорость тела в момент его соприкосновения с землей, которая оказалась равной 65 милям в час, и промоделировали весь процесс падения. Эти исследования показали, что тело человека, упавшего с 13 этажа, не могло находиться в таком положении, в каком был обнаружен труп Фрэнка Олсона. Представляя результаты исследований группы ученых в Национальном Пресс-клубе, профессор Старз сказал: "Наши эксперименты не подтвердили версию о самоубийстве Фрэнка Олсона. Вскрытие трупа поставило множество новых вопросов". На основании исследований, выполненных под руководством доктора Старза, прокурор города Нью-Йорка распорядился пересмотреть дело Фрэнка Олсона.

В списке дел, которыми занимается Старз, есть еще несколько имен, привлекающих внимание всей страны. К сожалению, довольно часто препятствием на пути ученого служит несогласие родственников или официальных лиц дать разрешение на эксгумацию. Так, Старз взялся за исследование причин гибели историка Левиса, руководителя экспедиции, который умер в 1809 г. в гостинице в штате Теннеси. Показания хозяйки гостиницы, которая слышала шум в ночь гибели Левиса, ставят под сомнение официальную версию о самоубийстве. Родственники Левиса не возражают против эксгумации, но управление Национального парка, на территории которого расположена могила с надгробным памятником, не разрешает ее вскрывать.

В 1995 г. Старз занялся делом грабителя Джесси Джеймса, но это исследование оказалось коротким. Чтобы идентифицировать труп, Старз сравнил ДНК, извлеченную из костей и тканей трупа, с образцом ДНК родной сестры Джеймса. Ученые не смогли найти соответствия в этих ДНК и пришли к заключению, что в могиле находится труп другого мужчины, а не Джеймса. Возможно, что знаменитый грабитель до сих пор живет где-нибудь под другим именем.

В последнее время Старз занимается выяснением обстоятельств смерти бывшего директора Федерального бюро расследований Эдгара Гувера. Согласно официальной версии, Гувер скончался от инфаркта 2 мая 1972 г. в возрасте 77 лет. Однако существует мнение, что он был отравлен кем-то, кто был вхож в его дом. У Гувера было множество врагов, и некоторые обстоятельства его смерти кажутся подозрительными. Почему его личный врач, который никогда не замечал у своего пациента признаков болезни сердца, засвидетельствовав смерть Гувера, тут же вызвал полицию? Почему главный медицинский эксперт доктор Джеймс Люк решил не делать вскрытия? Почему тот же Люк случайно уничтожил хранившийся в его офисе оригинал файла Гувера за день до того, как Старз официально объявил в газете "Вашингтон Пост" о своем намерении заняться делом Гувера?

В сентябре прошлого года Старз обратился в полицию с просьбой предоставить ему дело Гувера для изучения. Департамент полиции проигнорировал его просьбу. Все это только убеждает общественность в необходимости провести эксгумацию тела Гувера и с помощью современных научных методов прояснить обстоятельства его смерти.

"Мы никогда не тревожим мертвецов напрасно, – говорит профессор Старз. – После исследования труп снова предается земле и могила восстанавливается. Надо понимать, что, если мы сейчас не выясним обстоятельств загадочной гибели человека, то это смогут сделать ученые в будущем, в их руках будут еще более мощные методы исследования".

Выбор читателей