ЦИК встает на защиту личной жизни

Центризбирком за последний год набрался уникального опыта в предвыборной борьбе. Теперь он намерен систематизировать знания и выработать меры по борьбе с "грязными технологиями"

В России закончился очередной сезон выборов. Начиная с 1999 г, когда состоялись парламентские выборы, и до 2001 г, когда горели срасти губернаторских выборов и выборов в органы местного самоуправления, Центризбирком набирался опыта. Теперь наступила пора его систематизировать и выработать план действий на будущее. Надо сказать, что опыт накопился очень большой. Соискатели различных властных постов продемонстрировали миру всю палитру выборных технологий: от "шоу двойников" до массового слива "компромата" на конкурентов.

Сегодня глава ЦИКа Александр Вешняков заявил, что его ведомство намерено создать комплексные группы, которые на местах будут пресекать противоправные действия, порочащие чистую идею демократических выборов. Среди "противоправных" действий Вешняков назвал массовые нарушения в ходе финансирования избирательных кампаний и ведения предвыборной агитации, а также применение так называемых черных технологий. Как добавил глава президентской Администрации Александр Волошин, имевшие место факты подрывают доверие людей к выборам. Теперь задача избиркомов - "найти противоядие этому явлению". По всей видимости, именно этим и будут заниматься полпреды, так как Волошин считает необходимым активно привлекать их к оказанию содействия избирательным комиссиям в организации выборов в регионах в 2001году. А пока не выработано эффективных мер по противодействию, Вешняков призвал своих подчиненных более активно использовать закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" в отношении СМИ, которые активнее всех занимались публикацией копроматов на участников предвыборной гонки. Не исключено, что будут внесены поправки в закон о СМИ, чтобы навести порядок в выборной агитации. В частности, планируется конкретизировать статью, которая предусматривает приостановку лицензии СМИ за нарушение избирательного законодательства.

Можно предположить, что в недалеком будущем появится и закон о деятельности политконсультантов. Почти всегда появление каких-либо сведений о частной жизни граждан происходит именно с их подачи. Поэтому каждый претендент на власть должен понимать, какие последствия может иметь его участие в политической борьбе, и ему необходимо тщательно проанализировать негативные факты свой биографии. Став достоянием гласности, они сводят на "нет" все усилия добиться признания. Хотя негативный имидж может сыграть положительную роль. Яркий тому пример – Владимир Жириновский.

Однако PR-специалисты не задумываются о правомерности своих действий по сбору и публикации сведений из личной жизни противников своих клиентов. При этом некоторые технологи по связям с общественностью почти всю свою работу строят именно на компромате. Другие придерживают его на крайний случай, справедливо полагая, что после выборов скомпрометированному человеку еще жить и работать в том регионе, а обнародованные о нем данные могут ухудшить его положение, также PR-специалист может нажить в лице проигравшего врага. В "повседневной" жизни такого рода информация используется для управления политическими процессами и для вскрытия нездоровых тенденций в государственной деятельности. В последнем случае PR-специалисты выступают в роли "санитаров леса".

Сложилась парадоксальная ситуация: в сознании россиян полное отсутствие какого-либо компромата уже само по себе воспринимается как отрицательный фактор. По принципу: "если человек не пьет, то он либо враг, либо дурак". Если нет компромата, например, на ставленника коммунистов, то делается вывод, что он "шпион" от демократов. И наоборот. Поэтому в наших условиях кандидату стало даже целесообразно организовать "утечку" некоторых негативных сведений о себе. Они и повредить серьезно не смогут, и снимут ореол "святости".

Читайте также
  • www.tass.ru ИТАР-ТАСС
  • www.rbc.ru РосБизнесКонсалтинг

Выбор читателей