Бюджетный кризис не удался. Или отложен

Страсти, связанные с внесением изменений в бюджет-2001, достигли на прошедшей неделе своего апогея. Ошибки, допущенные при составлении и утверждении бюджета, провоцируют кризисную ситуацию

Нет никакого сомнения, что всепоглощающей темой прошедшей недели в экономической жизни страны стало событие, которое многие наблюдатели охарактеризовали как бюджетный кризис. На самом деле этот термин, надо заметить, не совсем точно характеризует происходящее, и кризис, если таковым его можно считать, имел в первую очередь политическое, а не экономическое свойство. Почему так – станет понятно несколько позже.

Итак, с моментом приближения часа расплаты, а именно первого в этом году платежа по долгам Парижскому клубу, из уст самых высоких экономических чиновников начали раздаваться просто-таки апокалиптические речи, не идущие ни в какое сравнение с их недавними рапортами об экономическом росте и чудесных плодах их трудов. Нагнетание обстановки нарастало с самого начала недели. Открывая заседание правительства, посвященное рассмотрению изменений в бюджете, премьер-министр Михаил Касьянов заявил о том, что уже во втором квартале этого года страну могут ждать определенные кризисные проявления. Говоря о тридцатипроцентном, по сравнению с прошлым годом, увеличении расходов в 2001 году, Касьянов высказал опасение, что "мы лишаемся способа решения проблемы долговых платежей".

Другой "досадной неожиданностью" оказалось наличие огромного кассового разрыва в ходе исполнения бюджета. Сие оказалось следствием таких не менее неожиданных неприятностей, как отсутствие договоренностей о реструктуризации долга Парижскому клубу и отсутствие реальных возможностей получения планируемых средств от международных финансовых организаций. По словам Алексея Кудрина, "недостаток источников финансирования дефицита федерального бюджета составит $3.675 млн. или 110,25 млрд. руб.". Общий же кассовый разрыв, согласно докладу министра, оценивается в 182,95 млрд. руб.

О предполагаемых правительством путях преодоления кассового разрыва и возможных источниках средств говорилось уже достаточно много. Однако, как известно, слабость правительственного варианта выхода из ситуации состояла в том, что в своих предложениях оно имело неосторожность замахнуться на перераспределение дополнительных доходов бюджета – святая святых Госдумы. Учитывая достаточно "карманный" характер нынешней Думы, депутаты могли бы отдать на откуп правительству увеличение внутренних заимствований или приватизацию части государственной собственности, но никак не перераспределение уже поделенных поступлений. Положение депутатов в силу все той же "карманности" становилось также незавидным, ибо им приходилось разрываться между необходимостью окончательно "не завалить" во многом "свое" правительство и собственными интересами. В связи с этим ближе к концу недели в недрах Думы родилось ответное предложение. Согласно ему решено, не трогая дополнительные доходы, увеличить доходную и расходную часть самого бюджета на 41 млрд. рублей, создав тем самым определенный задел для решения долговой проблемы. Правда, "компромисс", основывающийся на "виртуальном" 41 миллиарде, только усложнял положение правительства, ибо указывал на низкое качество самого "правительственного" бюджета, и сложившаяся ситуация приобретала характер патовой.

Такое положение вещей и дало повод для разговоров о назревающем кризисе, принявшем, к тому же, явно политическое свойство. Во всяком случае, о том, что жертвой этого кризиса может пасть правительство или его финансовый блок во главе с премьером, не говорил только ленивый.

Однако финал этой истории оказался весьма неожиданным. В пятницу Бюджетным комитетом Госдумы за основу был принят депутатский вариант распределения, хотя на деле в новой редакции от первоначального проекта осталась фактически только одна цифра – 41 млрд. рублей. В свою очередь, как объяснил председатель Бюджетного комитета Александр Жуков, в принятом компромиссном варианте предлагается не увеличивать основные показатели бюджета на 41 млрд. рублей. В замен этого первые 41 млрд. рублей дополнительных доходов, которые будут получены при исполнении бюджета, просто должны быть направлены на выплату процентов по государственному внешнему долгу согласно графику платежей. Также снимается запрет на приватизацию ряда крупных предприятий, находящихся в госсобственности, и разрешается увеличение внутренних заимствований на 30 млрд. рублей. Судя по одобрительным отзывам Алексея Кудрина, правительство осталось таким решением довольно. В этом не может быть ничего удивительного, так как фактически все основные требования кабинета министров оказались учтены депутатами.

Судя по тому, как резко изменился ход мыслей депутатов, еще недавно не собиравшихся идти на уступки, практически не возникает сомнений, что это решение будет поддержано большинством думцев. Посему все происходившее в течение минувшей недели вокруг многострадального бюджета сегодня откровенно представляется не чем иным, как обыкновенным спектаклем. Хотя и очень грустным.

Грустно прежде всего потому, что сегодня отчетливо видно: прошлый год, объективно наиболее благоприятный для российской экономики, прошел для нашей страны впустую. Если еще некоторое время назад слабость, забюрократизированность и низкий профессионализм нынешнего правительства были видны в большей степени только специалистам, то сегодня это уже понятно практически всем.

Еще недавно многие эксперты в недоумении разводили руками, наблюдая за формированием "гордости правительства" – бездефицитного бюджета-2001. Весьма странно было видеть, когда на фоне достаточно здравых рассуждений построение бюджета шло преимущественно под воздействием политических факторов. Тот факт, что главный финансовый документ страны в значительной степени оказался основанным на сомнительных предположениях и прогнозах, по-видимому, показался не столь уж и важным. Предположения многих аналитиков относительно того, что уже достаточно скоро бюджет подвергнется изменениям, оправдались.

Решение бюджетного комитета, по-видимому, и станет тем самым "компромиссом", который может спасти правительство или хотя бы на время оттянуть его провал. Можно предположить, что на этот раз правительству просто дали возможность "устоять". Возможность манипулирования Думой, о которой мы уже не раз говорили, бесспорно является одной из сильных черт верховной власти. Последняя же наверняка решила повременить со сменой правительства и дать ему возможность продолжить попытки сделать хоть что-нибудь. Не исключен, конечно, и другой вариант, смысл которого сводится к тому, что нынешнему финансово-экономическому блоку пока просто не видится замены и президент не торопится "менять коней на переправе" – авось не утонут.

Выиграет что-либо от этого страна? Вряд ли. В лучшем случае нам удастся избежать технического дефолта в течение нынешнего года. О каких-то изменениях качественного плана в экономике говорить сегодня уже не приходится. Во всяком случае, мы их так и не увидели при наиболее благоприятных внешних условиях. Увидим ли сейчас?

Выбор читателей