Репортаж из Грозного: Зомбированная смертница

…Смертницу полевому командиру Цагараеву подыскала жена – привела к боевикам свою 16-летнюю подругу. После идеологической обработки Марета Дудуева была готова выполнить любое приказание

…Совещание оперов уголовного розыска проходило в привычных в общем-то для Грозного условиях – при робком свете свечей и трелях автоматных очередей. Пули ритмично цокали по кирпичной кладке, но офицеры, в отличие от нас, корреспондентов, абсолютно не обращали на это внимания. Через час на улицу нельзя было и носа высунуть – бандиты повели плотный огонь по расположению временного отдела внутренних дел Ленинского района Грозного. Им сразу ответили наряды милиции и бойцы комендантской роты.

По ночной музыке свиста пуль и разрывов гранат из подствольников можно сверять часы. Ночью город с началом комендантского часа, оживая, начинает стрелять. Привычка – штука сильная. Опера, как и день, неделю, месяц назад, засыпают под знакомую какофонию. На нее здесь просто не обращают внимания. Завтра уральским милиционерам предстоит новая спецоперация в "Бейруте". Так сотрудники ВОВД называют Ленинский район, который по обстановке считается самым сложным в Грозном. Ассоциации с ливанской столицей налицо, хотя, наверное, там не было таких разрушений. В кавказском "Бейруте" же, где грязь и копоть навсегда осели на покалеченных стенах домов, каждый день звучат выстрелы, гремят взрывы. Бандиты в прямом смысле стреляют из-за угла. Ленинский ВОВД они знают очень хорошо. Сотрудники райотдела милиции портят кровь непримиримым, задерживая и уничтожая боевиков, предотвращая крупные диверсии. Ежечасно рискуя жизнью, работая в боевых условиях, уральские милиционеры умудряются раскрывать и "обычные" преступления – грабежи, разбои и убийства. Недавно оперативникам удалось уничтожить группу террористов, подчинявшихся полевому командиру Бараеву. На счету банды десятки терактов…

…Смертницу полевому командиру Цагараеву подыскала жена – привела к боевикам свою 16-летнюю подругу. После "идеологической" обработки, сродни зомбированию, Марета Дудуева была готова выполнить любое приказание. Девушку тщательно инструктировал сам Руслан Цагараев, специалист по диверсиям, которому не было равных в Грозном. С ней, одной из смертниц, проводили занятия. Показали, как управлять тяжелым "Уралом", как нажимать на ту самую кнопку. Все оказалось проще простого. "Учителя" объяснили, что главное – прорваться к цели через все кордоны, и тогда "оккупантов" сотрет в порошок, сметет с лица земли огромным взрывом. Подгадали и время. Террористы знали, что каждый день ровно в 17.00 во внутреннем дворе Ленинского райотдела милиции проводится построение сотрудников. А чтобы у исполнительницы не было сомнений, бандиты в случае отказа выполнить приказ пригрозили вырезать всю семью Дудуевой. Окончательно Марете запудрили мозги, сказав, что она останется жить, если прорвется к зданию отдела милиции и выйдет из машины.

19 декабря, когда стало смеркаться, на Старопромысловском шоссе появился обыкновенный крытый брезентом армейский "Урал", на каких в Чечне передвигаются военные и милиционеры. Неподалеку от поворота к зданию райотдела милиции Ленинского района из его кабины выскочили два человека и растворились в развалинах дома. К цели, до которой оставалась сотня с лишним метров, Марета повела грузовик в одиночестве. До запланированного взрыва оставалось десять минут…

Ровно за неделю до этого боевики решили провести разведку боем. 12 декабря 2000 года после 16 часов Ленинский ВОВД и комендатура района подверглись массированному обстрелу. Боевики стреляли из промзоны – с территории разрушенных заводов. Работали пулеметчики и снайперы. Нападение милиционеры отбили без потерь, подавив огневые точки бандитов. Еще никто из сотрудников Ленинского ВОВД и не предполагал, что через неделю бандиты Цагараева приготовят уральским милиционерам теракт, который мог стать одним из самых громких преступлений бандитов в ходе нынешней кампании в Чечне.

…В тот вечер у ворот ВОВД несли службу участковый инспектор Николай Савицкий и связист Иван Банных. Заметив "Урал", милиционеры открыли огонь на поражение. Из воспоминаний начальника Ленинского ВОВД полковника милиции Владимира Горина: "Нас спасла бдительность, та самая, про которую прописано во всех уставах и инструкциях. Банных и Савицкий спасли всех нас, не дали прорваться "Уралу" на территорию райотдела. Смертница получила ранение в руку. Потом грузовик обработали из зенитной установки".

То, на что способны подразделение милиции или армейская часть, проверяется только в реальном бою, в конкретной обстановке, в критической ситуации, где на принятие и выполнение решения, от которого зависят жизни десятков и сотен людей, отводятся секунды. 19 декабря 2000 года, когда зазвучали первые выстрелы дежуривших милиционеров, весь личный состав райотдела и комендатуры по команде быстро покинул здания и отошел на безопасное расстояние. Милиционеры приготовились отразить атаку боевиков. Паники, хаоса, беспорядочной стрельбы – всего того, на что рассчитывали боевики, – не было. Каждый милиционер знал свой маневр.

А в километре от них, в промзоне, укрывшись, ожидали взрыва около ста вооруженных до зубов боевиков Бараева и Цагараева. После теракта бандиты рассчитывали несколькими группами атаковать райотдел, захватить разрушенное здание, добить раненых. Но сигнала, то есть взрыва, банда так и не дождалась. О планах боевиков сотрудникам райотдела стало известно из оперативных источников спустя несколько дней.

…Изрешеченный "Урал" остановился в 15 метрах от ворот райотдела. Начальник разведки комендатуры Ленинского района Иваныч запер грузовик бронетранспортером. В кабине "Урала" копошился человек. Открыв дверцу, офицеры увидели девушку, которая что-то искала на полу. Как выяснилось позже, смертница пыталась нащупать кнопку пульта взрывного устройства. Когда раненую в руку Марету Дудуеву за волосы вытаскивали из кабины, она попыталась взорвать гранату, кричала, что не виновата. Но это был не ее день. Террористка, выдернув чеку, не смогла разжать "усики". Взрыв не состоялся.

По словам начальника разведки комендатуры, в сотне метров за "Уралом" в кустах занимал позицию человек с видеокамерой, который поспешил ретировался, поняв, что теракт не состоялся. Видеооператору боевиков, несмотря на стрельбу, удалось уйти в темноте. 19 декабря он так и не снял очередной "диверсионный клип".

Забитый под завязку взрывчаткой "Урал" разминировали саперы во главе с майором милиции Андреем Козыревым из города Ревды Свердловской области. Таймер от взрывного устройства террористы установили ровно на 17.00. До взрыва оставалось меньше двух минут. Саперы, обезвредив этот механизм, обнаружили и ту самую кнопку, на которую должна была нажать смертница. Главная находка ожидала милиционеров в кузове грузовика. Там в 42 мешках находилось 1750 (!) килограммов аммиачной селитры, 130 килограммов пластида и 120-миллиметровая мина. От кабины к взрывчатке тянулись детонационные шнуры от армейских комплектов мин направленного действия МОН. Кстати, по словам офицеров, наши военные и милиционеры получают с артиллерийских складов мины этого образца уже без детонационных шнуров. Для боевиков же достать их – не проблема.

Этого количества взрывчатки хватило бы на то, чтобы уничтожить несколько многоэтажных домов. Прорвись "Урал" на территорию ВОВД, оказались бы разрушенными все здания на территории бывшего "Чеченснаба", в том числе Ленинский ВОВД, районная комендатура, администрация района. Счет потерь пошел бы на сотни.

Смертницу первым делом отвели в медчасть. "Кровожадные русские" перевязали, вкололи обезболивающее и накормили ту, которая еще несколько минут назад хотела превратить склады "Чеченснаба", где располагается райотдел, в руины. На первых допросах Дудуева несколько раз меняла показания, но в итоге призналась во всем…

Буквально через два дня на подъезде перед райотделом были выстроены новые инженерные сооружения и выставлен дополнительный пост.

Неудавшийся теракт стал "лебединой песней" для полевого командира Руслана Цагараева, координировавшего действия групп террористов в Грозном. В последних числах декабря бандит был тяжело ранен во время спецоперации федеральных сил под Грозным и умер в селении Старые Атаги.

Выбор читателей