Русская Италия под Москвой

Эта подмосковная усадьба своей красотой вдохновляла А.С. Пушкина. Александр Бенуа назвал ее "русской Италией", а наш корреспондент сравнил с Петергофом

Разумеется, многие из нас бывали с экскурсионной программой в г. Санкт-Петербурге (б. Ленинград) и восторгались там многочисленными памятниками истории и зодчества. Почти всегда программа предусматривала посещение одного или нескольких питерских пригородных дворцов-музеев (Петергоф, Царское Село, Павловск, Гатчина и др.). Петербург вроде и рядом (ночь езды), но в нашей насыщенной событиями жизни часто нет никакой возможности выкроить хотя бы пару дней на его посещение. Вспомнить же минуты встреч с прекрасным ох как хочется! Однако совсем не обязательно для этого ехать в Питер.

Отчего-то, говоря о старинных московских усадьбах, называют Кусково или дворец графа Шереметьева в Останкино. Но мало кто из москвичей помнит, что совсем близко от нынешней границы города находится настоящая "жемчужина садово-паркового искусства", музей-усадьба Архангельское. Пятнадцать минут от метро "Тушинская" на автобусе (524, 541, 549), и мы на месте.

Усадьба Архангельское получила свое название по самой старой постройке – церкви Архангела Михаила, что стоит на высоком левом берегу Москвы-реки. Небольшая, строгая в своей белизне, она поражает красотой и совершенством линий, мягкостью архитектурных переходов. Датируется церковь шестидесятыми годами XVII века; в советское время там был музей древнерусской живописи, однако сегодня в храме снова идут богослужения. Во внутреннем убранстве церкви хотелось бы отметить заботливо отреставрированные оригиналы икон-фресок. К церковному дворику от остальной части парка ведет аллея, а сам он отделен "крепостной стеной" – глинобитной оградой с островерхими деревянными башенками по краям.

В XVIII веке усадьба перешла к князьям Голицыным, которые в начале века построили усадебный дом, впоследствии разрушенный. В конце века, приблизительно в 1780 году, было начато строительство нового дворца, которое продолжалось пятьдесят (!) лет – закончен дом был уже при новых владельцах, князьях Юсуповых. Дворец в классическом стиле был заложен по проекту малоизвестного, но талантливого французского архитектора Де Герн. Необычность строения заключается в том, что внутренний дворик окаймляют колоннады галерей, заканчивающиеся аркой въездных ворот с ажурной кованой решеткой. Горькой ложкой дегтя является то, что внутрь дворца посетителей сейчас не пускают: реставрация. Зато роскошный парк со множеством скульптур доступен для посещения круглый год.

Дворец располагается на возвышении, разделенном на два яруса. Из окон дворца и с верхней террасы открывается великолепный вид на регулярный парк, завершающийся крутым спуском к берегу Москвы-реки. Коллекция парковой скульптуры в основном представлена копиями с античных подлинников работы итальянских мастеров, за что Александр Бенуа и назвал Архангельское "русской Италией". Кроме того, прослеживаются некоторые параллели с Петергофом, с его многочисленными скульптурами и фонтанами. Здесь, правда, ландшафт не позволил организовать игру водных струй, однако так называемые фонтанные группы тоже наличествуют. Располагаются они посреди бассейнов с водой: "Амуры, играющие с дельфинами" или "Амуры с лебедем" (последняя группа представляет собой работу середины XIX в.). Наибольшее количество скульптур сосредоточено в этой части парка, перед дворцом, на террасах и ограждающих балюстрадах. Верхняя, например, украшена множеством мраморных ваз; есть там скульптуры львов и сидящих собак. Нижняя, если смотреть "из партера", сама по себе выглядит очень внушительно, однако ее монументальность приобретает большую "человечность" за счет неизвестных и "именных" бюстов (всего их около 50), среди которых присутствуют бюсты Александра Македонского, Плутарха, Юлия Цезаря, Брута Марка Юния… Можно попытаться заглянуть тому или другому в лицо... "И ты, Брут?.."

Собственно говоря, Архангельское не только своими скульптурами вызывает ассоциации с Санкт-Петербургом. Если идти аллеями парка от дворца по направлению к архангельской церкви, примерно на полпути справа будет сквер перед храмом-усыпальницей. В обе стороны от храма расходятся полукружья колоннад; все вместе образует ансамбль, в котором угадывается некоторое упрощенное подобие Казанского собора, что на Невском проспекте в Петербурге. Усыпальница была построена в самом начале XX века; сейчас в ней открыт музей живописи и фарфора. Последний представлен исключительно изделиями знаменитого юсуповского фарфорового завода, располагавшегося тут же, в Архангельском. Впрочем, малый объем помещения вряд ли предполагает обширную экспозицию…

Помимо дворца, скульптур и колоннады в Архангельском есть еще много интересных мест. Миниатюрный павильон "Чайный домик" в восточной части парка, несколько памятных колонн, "игрушечная" беседка "Розовый фонтан"... Севернее балюстрады, чуть в отдалении, находится небольшой храм-памятник Екатерине II со скульптурным изображением императрицы. Посещали Архангельское многие видные деятели своего времени, среди которых неоднократно бывал и А.С. Пушкин. К 100-летию со дня рождения, в парке неподалеку от дворца на аллее был установлен памятник поэту. Возможно, это субъективный взгляд, но здесь Пушкин представлен начисто лишенным лубочности, чем грешат многие другие памятники…

Конечно, можно вспомнить и о другом. Например, о том, что деревянный "Домик для приезжающих" близ усыпальницы-музея скоро рассыплется по бревнышку. Или о том, что хотя два корпуса военного санатория, созданные в тридцатых годах ХХ века, и вписывались тогдашними архитекторами в существующий ансамбль, но печать сталинской архитектуры намертво легла на формы новых зданий… Но не будем о грустном. Сейчас в Архангельском зима, мраморные скульптуры укрыты от снега; однако когда наступит весна, душа захочет чего-то возвышенного, красивого. Быть может, "русская Италия" придется в самый раз?

Выбор читателей