Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
В центре переговоров - вопросы глобальной и европейской безопасности, контроля над вооружениями, противоракетной обороны, нераспространения оружия массового уничтожения, ракет и ракетных технологий. Стороны также рассмотрят проблемы, связанные с расширением Альянса на восток.
Кроме того, будут обсуждены вопросы продолжения взаимодействия России и НАТО в рамках программы "Партнерство во имя мира" и их сотрудничества при урегулировании кризисных ситуаций, прежде всего на Балканах.
В рамках визита в Москве будет вновь открыто Информационное бюро НАТО. Напомним, что оно прекратило работу по решению российских властей в связи с агрессией НАТО против Югославии в марте 1999 года.
Между тем, накануне своего визита Робертсон неоднократно подчеркивал в интервью и публичных выступлениях неоднократно подчеркивал в интервью и публичных выступлениях, что сотрудничество Альянса с Россией - это не просто формальный, бюрократический аспект международных отношений. По его мнению, речь идет о конкретном партнерстве, которое позволит создать новую, более надежную, свободную от рецидивов "холодной войны" европейскую архитектуру безопасности. НАТО и Россия, считает генсек Альянса, неизбежные активные участники этого процесса.
В частности, выступая в Эдинбургском университете, Робертсон отметил, что НАТО и Россия "не могут игнорировать друг друга, и это уже было неоднократно доказано в прошлом".
Робертсон высоко оценивает деятельность Совместного постоянного совета (СПС) "Россия-НАТО" и утверждает, что тематика его переговоров в Москве основана на результатах регулярных консультаций в рамках СПС. По словам Робертсона, "обе стороны разделяют чувство, что мы можем и должны углублять наши будущие отношения".
В недавнем прошлом глава НАТО несколько раз повторял, что вопрос о вступлении России в эту организацию не стоит на повестке дня. Вместе с тем, в ряде последних интервью он дал понять, что, как и президент Владимир Путин, не исключает такую возможность в принципе. Официальная концепция Альянса в отношении расширения заключается в том, что "двери НАТО открыты".
Робертсон полагает, что Россия напрасно опасается расширения Альянса как "окружения". Он расценивает подобный подход как "миф". По его мнению, включение в организацию Венгрии, Польши и Чехии только укрепило стабильность в Центральной Европе.
Хронология отношений между Россией и НАТО
Все страны, входящие в НАТО, официально признали независимость России к январю 1992 года.
Конкретное начало процессу сближения между Россией и НАТО было положено 22 июня 1994 г., когда обе стороны подписали рамочный документ программы "Партнерство ради мира" и специальный протокол, который давал Москве более широкие полномочия, чем другим участникам программы, и признавал за ней статус "крупной" державы. Однако при этом России не предоставлено права голоса при принятии решений НАТО.
В мае 1995 г. была введена в действие индивидуальная программа партнерства "Россия-НАТО".
Практическое военное сотрудничество РФ и НАТО началось в Боснии и Герцеговине в рамках многонациональных миротворческих сил, сформированных в декабре 1995 г. (с декабря 1996 г. - Силы по стабилизации).
27 мая 1997 г. в Париже был подписан Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО. Согласно этому документу были созданы Совместный постоянный совет "Россия-НАТО" (СПС), который проводит заседания на уровне послов, министров иностранных дел и министров обороны, и Совместный постоянный военный комитет "Россия-НАТО".
До марта 1999 г. ежемесячно проходили заседания СПС на различных уровнях, встречи начальников генеральных штабов, в Москве открылся Центр документации НАТО (февраль 1998 г.), было учреждено российское представительство при НАТО (март 1998 г.), создана рабочая группа парламентариев стран-членов НАТО и Госдумы (май 1998 г.)
В конце марта 1999 г. в связи с военной операцией НАТО против Югославии (24 марта - 10 июня 1999 г.) все контакты России с Альянсом были заморожены: закрыт Центр документации НАТО, приостановлено участие РФ в программе "Партнерство ради мира", отозван представитель РФ при НАТО и т.д.
Позиция России в решении косовской проблемы была однозначна: для операции в Косово должно быть решение СБ ООН, согласие обеих сторон и ОБСЕ. Диалог между НАТО и Россией проходил только в рамках Совместного постоянного совета "Россия-НАТО" на уровне послов.
До начала 2000 г. отношения РФ и НАТО осуществлялись только в рамках миротворческой операции в Косово, однако уже в сентябре 1999 г. в Брюсселе возобновилась работа представительства России в НАТО.
В январе 2000 г. генеральный секретарь НАТО Джордж Робертсон одним из ключевых приоритетов Альянса в 2000 г. назвал восстановление отношений с Россией, а в феврале он совершил рабочий визит в РФ. Это был первый двусторонний контакт на высшем уровне с марта 1999 г. В ходе визита была достигнута договоренность о возобновлении отношений между Россией и Альянсом.
24-25 мая 2000 г. министр иностранных дел РФ Игорь Иванов принял участие в весенней сессии Совета НАТО, а также в заседании СПС, проходивших во Флоренции. Было решено возобновить деятельность Центра документации НАТО в Москве. В декабре 2000 г. в Брюсселе на заседании СПС на уровне министров обороны рассматривался вопрос о дальнейшем участии России в программе "Партнерство ради мира".
Судно моментально ушло под воду