Инициативы России НАТО вроде не замечает

В.Путин пригласил страны ЕС к работе Центра РФ и США по обмену информацией о пусках ядерных ракет. И.Сергеев передал Дж.Робертсону предложения по системе нестратегической европейской ПРО

Президент России Владимир Путин встречается с Генеральным секретарем НАТО Джорджем Робертсоном, накануне вечером прибывшим в столицу. Генсек НАТО привез в Москву предложения по вопросам стратегической стабильности и противоракетной обороны. Джордж Робертсон также вторично откроет в Москве Информационное бюро НАТО. Кроме того, он проведет ряд встреч с российским руководством, в частности, с главой Совета безопасности РФ Сергеем Ивановым, министром иностранных дел и другими.

В деятельности Центра России и США по обмену информацией о пусках ядерных ракет могут принять участие и страны Евросоюза. Об этом заявил президент РФ Владимир Путин.

В.Путин заявил, что "довольно сложно некоторым деятелям Запада возродить облик России как империи зла".Он также назвал расширение НАТО еще одной - помимо НПРО - "беспокоящей больше всего проблемой", однако отметил, что "РФ приветствует заявление о том, что НАТО не рассматривает Россию в качестве противника".

"Гонка вооружений возникает там, где нет принципов доверия", - сказал президент.

Министр обороны России Игорь Сергеев уже передал Джорджу Робертсону конкретные предложения по созданию системы нестратегической европейской противоракетной обороны. Как сообщил начальник Главного управления международного военного сотрудничества минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов, на первом этапе предлагается созвать экспертное совещание и оценить, существует ли угроза нанесения ударов нестратегическими ракетами по европейским государствам.

"Если эксперты прийдут к выводу, что такие угрозы есть или могут возникнуть, то начнется второй этап - построение концептуальной модели парирования или нейтрализации этих угроз", - подчеркнул Леонид Ивашов. "Только на третьем этапе, если в нем будет необходимость, предусматривается создание элементов противоракетной системы", - добавил генерал. "Эти элементы будут мобильными и будут размещаться на ракетоопасных направлениях для прикрытия важнейших объектов", - отметил представитель минобороны РФ.

"Российская инициатива в корне отличается от того, что предлагают США", - заявил Л.Ивашов. "Это не защита всей территории Европы или ее части, а система, предназначенная для защиты отдельных ракетоопасных направлений". Л.Ивашов сказал, что "генеральный секретарь НАТО и министры обороны стран североатлантического альянса с нетерпением ожидали представления российских предложений по европейской нестратегической противоракетной обороне".

Он сообщил, что в ходе сегодняшней встречи маршал И.Сергеев выразил готовность направить в Брюссель специалистов для проведения брифинга и ответов на все интересующие НАТО вопросы.

И.Сергеев заявил, что "инициатива президента России Владимира Путина о создании нестратегической европейской ПРО приобрела параметры для обсуждения". "По нашей оценке, сегодня взаимоотношения между РФ и НАТО развиваются позитивно, в русле взаимопонимания", - отметил глава российского военного ведомства на встрече с Генеральным секретарем НАТО. Продолжаются консультации по "широкому спектру общеевропейских проблем", подчеркнул он.

"Особо хочу отметить позитив сотрудничества, наметившийся в области проведения операций поиска и спасения на море", - сказал Игорь Сергеев. Маршал высоко оценил личную роль Джорджа Робертсона "в том, что взаимопонимание между Россией и НАТО приобрело особый характер при решении практических вопросов".

В Госдуме состоялась встреча Робертсона со спикером нижней палаты Г.Селезневым. Как заявил по окончании встречи Г.Селезнев, Дж.Робертсон приехал в Москву для того, чтобы обсудить, как он выразился, "варианты европейской безопасности", в частности, вопросы, связанные с развитием европейской ПРО. Однако, по словам спикера Госдумы, генсек НАТО "в детали не углублялся".

Как указал Г.Селезнев, "наша позиция по расширению НАТО на Восток остается прежней. В то же время, отметил спикер, "нас волнует работа НАТО и России" в условиях "новых вызовов, таких как терроризм и оргпреступность". По мнению Г.Селезнева, "если бы НАТО и Россия нашли общий язык (по данной проблематике), это бы принесло пользу". По словам Г.Селезнева, Дж.Робертсон "заинтересованно отнесся к этой теме", и, по его словам, этот вопрос будет еще обсуждаться в Брюсселе.

Формальная цель визита Робертсона - возобновление работы информационного представительства НАТО в Москве. Оно было закрыто в марте 1999 г. в то время как силы Альянса бомбили Югославию. В то время Робертсон был министром обороны Великобритании. За два года обе стороны вернулись к практике оптимистичных заявлений, однако, в реальности связи Москвы и Брюсселя сейчас выглядят немногим лучше. По неловкому стечению обстоятельств визит Генсека НАТО совпал с очередной бомбежкой - на этот раз в Ираке.

Правда, прибыв в Москву, руководитель Североатлантического альянса первым делом дистанциировался от последних событий в Ираке, заявив, что это - операция, к которой НАТО не имеет никакого отношения. "НАТО не занимается этой операцией. Но Саддам Хусейн действительно представляет большую угрозу в этом регионе. Мы должны совместно разработать подход для решения этой проблемы", - заявил Робертсон.

Тем не менее, очевидно, что созданию особо дружелюбной атмосферы налеты союзников на Багдад не помогут. Президент Владимир Путин не упустил шанс заявить, что политика союзников в отношении Ирака бесперспективна.

Еще одним - массивным - камнем преткновения является политика расширения НАТО за счет бывших советских сателлитов и республик СССР. Не сумев воспрепятствовать принятию в НАТО Венгрии, Польши и Чехии, Москва концентрирует усилия на обуздании подобных амбиций у государств Балтии. Вступление Латвии, Литвы и Эстонии в Альянс будет означать, что при неблагоприятном развитии событий западной авиации потребуются считанные минуты на то, чтобы долететь до Петербурга.

Но в Брюсселе на возражения России не обращают большого внимания. "Тот факт, что в НАТО хочет войти небольшая группа стран, ни в коем случае не нарушает ни существующего баланса, ни хороших отношений между НАТО и Россией", заявил Робертсон перед отлетом в Москву. В Кремле могут сказать на это, что ответное наращивание российских вооружений в Калининградской области, если такое последует, тоже не стоит воспринимать с беспокойством. Ничем, вроде бы, не нарушают баланса и пробные запуски российских баллистических ракет и полеты дальней авиации у рубежей Норвегии и Японии.

И то, и другое происходит в канонах привычной уже дипломатической игры и свидетельствует о том, что отношения по-прежнему далеки от хороших, и никаких новых идей на этом направлении за последние четыре года не появилось. Тот факт, что стратегия расширения только укрепляет аргументы антизападного и нелиберального крыла российской верхушки, в Брюсселе, судя по всему, не вызывает особого беспокойства.

Наблюдателям интересно, порадует ли визит Робертсона свежими идеями в обсуждении новой и самой больной проблемы в отношениях России и Запада - развертывания американской системы Национальной противоракетной обороны (НПРО). Москва стремится убедить Брюссель в практичности предлагаемого ей альтернативного подхода к защите от ракетного нападения третьих стран.

Летом прошлого года министр обороны России И.Сергеев представил в штаб-квартире НАТО проект развертывания мобильных отрядов-перехватчиков, но тогда руководство Альянса заявило, что проект России мало проработан. Чем отличаются новые предложения от прежней версии, пока неясно.

Куда яснее то, что НАТО, в значительной степени представляющее американскую оборонную доктрину, не возьмет на себя бремя посредника в споре между Владимиром Путиным и Джорджем Бушем. Сомнения некоторых западноевропейских стран в целесообразности американской системы ПРО не накопили еще критическую массу, способную существенным образом изменить этот спор. К тому же европейцам, мучительно разрабатывающим собственную оборонную доктрину, совсем ни к чему открывать в дискуссиях с американцами второй фронт.

В России это понимают и, как полагает большинство аналитиков, в ближайшее время позиция Москвы будет сводиться к извлечению максимально возможных дивидендов в ситуации тактического проигрыша. В этой связи интересны сообщения о том, что делегация американского конгресса, посещающая Россию параллельно с визитом генсека НАТО, привезла Владимиру Путину новые предложения от президента Дж.Буша.

По информации российских информационных агентств, они состоят в идее совместного претворения в жизнь положений американской системы ПРО и, возможно, размещения американских оборонных заказов на российских предприятиях. Разработка системы ПРО оценивается в $60 млрд, и если России удастся получить хотя бы небольшую долю в сооружении планируемых систем, экономическая польза будет очевидной. Стоит оговориться, правда, что подтверждений этих сообщений с американской стороны пока нет.

Выбор читателей