Самый первый садист

Маркиз де Сад писал и в сумасшедшем доме, и в тюрьме, что в некоторой степени роднит его с Чернышевским. Вот только Чернышевский задавал вопрос "Что делать?", а де Сад подробно описывал, ЧТО именно нужно делать, а главное – КАК

Маркиз де Сад написал много добрых и умных книжек. Интеллектуалы и даже простые люди читают их уже два века. Но на большой экран ничего из творчества знаменитого француза так и не попало. Даже в наше раскрепощенное время, после нескольких сексуальных революций, эмансипации, политкорректности и половой терпимости, его сюжеты воспринимаются "крутовастенько". Единственный способ донести до народа сексуально-анархические идеи садизма – снять фильм о самом маркизе. Что в очередной раз и сделано. Филипом Кауфманом. Тема секса для Кауфмана не то чтобы совсем родная, но близкая, однозначно. Его "Генри и Джун" стал в свое время испытательным полигоном для обкатки нового американского рейтинга NC-17 (детям до 17-ти лет!).

Что можно сказать о знаменитом маркизе? Если в вашу честь названо целое половое извращение, значит, вы чего-то добились в жизни. К тому же, он был настоящий писатель, т.е. из тех, кто не может не писать. Он писал и в сумасшедшем доме, и в тюрьме, что в некоторой степени роднит маркиза с Чернышевским. Вот только Чернышевский задавал вопрос "Что делать?", а де Сад подробно описывал, ЧТО именно нужно делать, а главное – КАК. Стоп! Чернышевский позже ведь жил. А чего ж он тогда задавал глупые вопросы? Не шарил по-французски? Или его самую захватывающую главу "Пятый сон Веры Павловны", посвященную половому вопросу будущего, вырезали друзья-разночинцы?

Фильм Кауфмана основан на пьесе Дага Райта. Действие происходит в 1801 году. Маркизу (Джеффри Раш) 61 год, 27 из которых он провел в тюрьме. Революционеры, разрушив Бастилию, выпустили де Сада на свободу, но пришедший после них Наполеон обратил внимание на культурную жизнь соотечественников и увидел, что они (соотечественники) читают всякую похабщину, написанную освобожденным революцией маркизом. Снова в тюрьму сажать было как-то неудобно (что скажет международное сообщество и правозащитные организации?!), поэтому отправили в дурдом. Так что это нормальная мировая практика – заключать неудобных режиму писателей в психушку. В дурдоме маркиз сразу стал авторитетом: 27 лет лагерей (не считая пионерских) – это не шутки. У него и камера там отдельная, и допуск к хлеборезке.

Писать ему разрешают, в качестве варианта терапии. Он в молодости покуролесил вволю: насиловал, избивал, калечил. А теперь, раз сам сделать ничего не может, то пускай хоть выговорится – легче будет на душе. Вместо врача в Шарантоне (так называется психлечебница) верховодит молодой священник-гуманист Кульмьер (Хоакин Феникс). Он, в отличие от Аль Капоне, считает, что просто добрым словом можно добиться гораздо большего, чем добрым словом и пистолетом. Поэтому очень расстраивается, когда узнает, что маркиз свои написанные в целях терапии труды переправляет "на волю", продает во всякие порнографические издательства и вроде как даже собирается размещать в интернете.

Халява в Шарантоне кончается с приходом нового главврача Ройе-Коллара (Майкл Кейн). Он специально пребывает в больницу с целью "укрепить руководство". По его настоянию против маркиза начинаются репрессии: отбирают бумагу, перья и доступ в интернет. "И тогда главврач Маргулис телевизор запретил". Дело пошло на принцип. Маркиз, как уже говорилось, не может не писать. Он начинает "бузить": пишет вином на простынях, кровью на одежде и даже калом на стенах. Но тс-с-с! Больше рассказывать не буду, а то не интересно смотреть. А посмотреть это стоит! Хорошее кино. Жизненное.

Повествование ведется неторопливо. Иногда чересчур неторопливо. Раш – классный актер. И сыграл хорошо (в момент написания статьи узнал, что его за эту роль выдвинули на "Оскара"). Только маркиз у него вроде опереточного злодея: пугает, ведет себя вызывающе, делает жуткие гримасы, а не страшно. Мадлен (Кейт Уинслет), несмотря на недостаток образования (она работает прачкой), маркиза сразу раскусила. Она потакает его капризам и причудам, но не дает перейти четко установленную грань в их отношениях. Более того, когда забывается, то просто отмахивается от де Сада как от мухи. Такая ситуация: он внутри камеры, молодая женщина – снаружи, общаются через окошко в тюремной двери. Рукопись свою он ей отдает не за просто так, а в обмен на поцелуи. Ничего не напоминает? Кажется, что вот-вот и маркиз заявит гадким голосом: "Quid pro quo, Кларисса, Quid pro quo!"…

Фильм снят красиво. Костюмы, интерьеры, работа художника – выше всяких похвал. Но главное – актерские работы. Раш, Феникс, а главное – Уинслет. Лично я бы ее тоже на "Оскара" выдвинул, но пока не являюсь членом киноакадемии. Плюс толпа колоритных психов (в том числе настоящих) в эпизодах а-ля "Полет над гнездом кукушки".

Кауфман сознался, что на создание образа доктора-садиста его вдохновил Кеннет Старр – пуританин, осуждающий другого человека за то, что и сам бы не прочь сделать, но боится. Доктор наезжал на де Сада, Старр – на Клинтона. Вах! Какие ассоциации! Теперь, говорят, Клинтон сел книгу писать. Интересно, как называться будет: "Жюстина-2" или все-таки "Моника"? Есть ведь мужику что рассказать.

Выбор читателей