Судно-браконьер, убегая в Японию, меняло флаг

В порту Вакканай японские власти задержали российское судно-браконьер, сбежавшее от российских пограничников. Капитан траулера отказывается покинуть территориальные воды Японии

В порту Вакканай японские власти задержали российское судно-браконьер. Этому предшествовала абсолютно детективная история. Траулер японской постройки без опознавательных знаков был обнаружен пограничниками вчера в водах северного побережья Приморского края. Рыболовное судно СТМ-17 приморской промысловой компании "Клемена" оказалось в японской зоне, скрываясь от российских пограничников. Командир сторожевого пограничного корабля приказал застопорить ход и приготовиться к досмотру, однако, капитан судна Сергей Степанов дал команду на предельной скорости уходить.

СТМ-17, водоизмещением 243 т, взял курс на Японию и в международном проливе Лаперуза, разделяющем Сахалин и японский остров Хоккайдо, вывесил японский флаг. В условиях 5-бального шторма и обледенения судов нарушитель опасно маневрировал, уходя от пограничников. Несколько раз СТМ-17 шел на таран сторожевого корабля. В ответ был открыт предупредительный огонь, но нарушитель не остановился. Тогда был поднят самолет Сахалинского авиаполка АН-72, который трижды выстрелил по курсу судна. Из-за опасности, которой капитан СТМ-17 подвергал экипаж, задержать нарушителя не удалось. Выйдя за пределы исключительной экономической зоны России в район острова Ребун, С.Степанов заменил японский флаг на российский. Здесь судно и команду задержали японские пограничники.

Российские пограничники подозревают СТМ-17 в браконьерстве или транспортировке нелегально добытых морепродуктов. В этом же команду судна подозревают и японские власти. Однако С.Степанов заявил им, что судно зашло в порт Вакканай, чтобы срочно произвести ремонт двигателя.

Японские власти допросили команду СТМ-17 и осмотрели судно. Установлено, что на борту находится 13 человек, все они - граждане России. Груза на траулере не оказалось. По мнению некоторых источников, команда могла выбросить его в море во время погони.

ФПС России обратилась к Управлению безопасности на море Японии с просьбой передать траулер-нарушитель для разбирательства. Японские власти приказали СТМ-17 покинуть пределы своих территориальных вод, но капитан С.Степанов отказался подчиниться. Первый региональный штаб японского Управления безопасности на море, действующий на Хоккайдо, ждет указаний из Токио о том, что делать с нарушителем. Центральные власти, по имеющимся сведениям, рассматривают просьбу ФПС РФ о принудительной выдаче судна для разбирательства.
На С.Степанова будет заведено уголовное дело за нарушение границы и неподчинение приказам пограничников.

Между Москвой и Токио есть договоренность об обмене информацией и взаимном содействии при опознании и задержании судов-нарушителей. Однако в японские порты регулярно заходят российские суда с крабами и другой браконьерской морской продукцией, на вывоз которой нет официальных разрешений. Некоторые из них, по свидетельству очевидцев, даже не имеют на борту названий и номеров.

Выбор читателей