Закон – что дышло

В связи с отказом Парижского клуба реструктурировать долги СССР и отсутствием новых кредитов МВФ российский кабинет практически предпочел секвестр бюджета, которому еще не исполнилось и двух месяцев

Вчера Госдума занималась правкой федерального бюджета-2001, инициированной правительством в связи с "неожиданно" открывшейся возможностью технического дефолта. Последняя угроза открыто озвучена на недавнем совещании министров финансов стран G7. В связи с отказом Парижского клуба реструктурировать долги бывшего СССР, а также полнейшим отсутствием новых кредитов МВФ, российский кабинет предпочел практический секвестр бюджета, которому еще не исполнилось и двух месяцев.

В этой связи интересна позиция председателя думского комитета по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Шохина. Он считает, что правительство вообще уходит от обсуждения вопроса выплаты внешних долгов. Поскольку отозвало свой первоначальный вариант законопроекта о поправках к бюджету.

Поэтому теперь вопросов к кабинету вроде бы как и нет. И по всем неясностям парламентарии – с формальной точки зрения – за всеми разъяснениями должны обращаться к авторам думского проекта закона, своим коллегам – Геннадию Кулику, Виталию Шубе и др.

Вместе с тем Александр Шохин считает, что сегодня нет никаких юридически законных оснований для платежей по внешнему долгу. А правительство в данном случае просто резко изменило ориентиры – то есть свое отношение к соблюдению законов. В декабре-январе высокопоставленные чиновники громогласно заявляли, что закон о бюджете не позволяет платить, поскольку там нет на то денег. И вдруг – платить надо. Такие действия и в самом деле нельзя расценить иначе как по народной мудрости: закон – что дышло.

Одновременно нельзя не согласиться с главой думского кредитного комитета в том, что уже проведенная выплата Парижскому клубу сделана из доходов прошлого года. Что в свою очередь ставит вопрос: почему правительство не вносило в Госдуму соответствующий законопроект об изменении распределения дополнительных доходов 2000 года? При этом формально все, что остается на счетах казначейства на 1 января любого отчетного года, должно использоваться в рамках переходящего остатка уже следующего. А использование таких средств также надо законодательно прописывать.

Столь безмятежное состояние кабинета Александр Шохин объясняет прежде всего тем, что им выдан прогноз на получение допдоходов на сумму 166 миллиардов рублей. Согласившись на такой объем допдоходов, правительство сделало большую уступку депутатам, заявив, что только об этом и мечтало. Кстати, это расходится с ранее сделанными правительством заявлениями. В свою очередь, парламентарии согласились, что только первый 41 миллиард дополнительных рублей пойдет на долги, остальные же будут распределяться в пропорции 50 на 50. Поэтому правительство и празднует успех, считая, что ему удалось отстоять основные параметры бюджета, одновременно убедив себя в том, что только это спасет Отечество. А все остальное, считают в правительстве, – мелочи.

Оправдаются ли такие оптимистические ожидания кабинета – пока вопрос. Тем более что подобное безмятежное состояние на перине из нефтедолларов не может продолжаться вечно. Ко всему прочему думские коммунисты уже заявили о сборе подписей с требованием отставки правительства. И вполне возможно, что сегодня перед пленарным заседанием нижней палаты необходимые 90 подписей за вынесение вотума недоверия кабинету будут представлены парламентариям. К слову, разговоры о непрофессионализме правительственных руководителей уже активно идут и в других фракциях. Например, в СПС и "Яблоке".

В любом случае, вчерашний день вряд ли был легким для правительства. А что уж говорить о наступающей весне.

Выбор читателей