Большие вопросы малого бизнеса

Положение с малым предпринимательством в России можно охарактеризовать поговоркой: "у семи нянек дитя без глазу". Малый бизнес напрямую зависим от действий властей вообще и региональных в частности

На своем заседании 22 февраля правительство намерено рассмотреть вопрос о поддержке малого и среднего предпринимательства. Тема, что ни говори, актуальная, ведь этот сектор российской экономики все еще не играет предназначенной ему роли. Так, на 1 января прошлого года на 890,5 тыс. малых предприятий было занято около 7,5 млн. человек, или порядка 10% трудоспособного населения, а доля таких предприятий в ВВП составила в 1999 году лишь 6,2%. Эта картина, не сильно изменившаяся за прошедший год, кардинально отличается (не в лучшую сторону) от того, что наблюдается в экономически передовых странах.

По словам главы Директората ОЭСР по предпринимательству, финансовой и налоговой политике Райнера Гайгера, в 47 странах этой организации к категории средних и малых относятся 95% предприятий, аккумулирующих 60-70% рабочих мест. В ЕС, согласно официальным статистическим данным, на средний и малый бизнес приходится 65% ВВП, в том числе 25% -- на "очень мелкие" предприятия (93% от общего числа хозяйствующих субъектов). Похожая ситуация и в США: малые и средние фирмы, на которых занято 53% наемных работников, производят около 50% ВВП.

Положение в России в сфере малого предпринимательства -- словно по поговорке: "у семи нянек дитя без глазу". Кто у нас только этим не занимается! -- правительственные ведомства (прежде всего, Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства), Торгово-промышленная палата, Госдума и Совет Федерации, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства (ФФПМП), политические партии и всевозможные общественные организации… А кроме отечественных попечителей, еще и международные финансово-экономические институты -- ЕБРР, Всемирный банк, ОЭСР, ЕС (в рамках программы TACIS).

И ведь нельзя сказать, что ничего не делается. Особенно следует подчеркнуть международное содействие. ОЭСР, например, тесно сотрудничает с Министерством по антимонопольной политике. Не исключено даже создание ими на постоянной основе совместного комитета по проблемам развития в России предпринимательства, малого и среднего в первую очередь (такую идею выдвинул министр Илья Южанов). Достаточно широкую программу по кредитной поддержке малых предприятий осуществляет в 65 российских регионах ЕБРР. Показательно, что прибывший 19 февраля в Москву президент ЕБРР Жан Лемьер свой первый визит нанес не в правительственные учреждения, а в одну столичную фирму, пользующуюся ссудами банка.

В ходе состоявшегося две недели назад официального визита в Австрию президента Путина подписано два соглашения о содействии австрийской стороны развитию в России малого и среднего бизнеса -- межправительственное и между банком "Бюргес" и ФФПМП. Речь, в частности, идет о техническом и консалтинговом содействии, о помощи в подготовке кадров, предоставлении технологий финансирования и повышения конкурентоспособности малых предприятий.

К сожалению, до недавнего времени на федеральном уровне контактами с сердобольными иностранцами, включая приятные поездки за "опытом" в европейские столицы, активность чиновников в области поддержки малого предпринимательства, по существу, и ограничивалась. Между тем с 1996 по ноябрь 2000 года на развитие малого бизнеса из государственного бюджета не было выделено ни копейки, несмотря на наличие соответствующей Федеральной программы. Финансирование -- в мизерных объемах - осуществлялось только за счет собственных средств ФФПМП (за счет возвратов ранее предоставленных фондом кредитов; в 2000 году -- 40 млн. рублей). И лишь в конце декабря прошлого года из дополнительных доходов бюджета на указанные цели было перечислено 100 млн. рублей.

В бюджете на текущий год на эти же цели предусмотрены ассигнования в размере 90 млн. рублей. Последуют ли они в реальности? В любом случае это -- что слону дробинка. Ведь на реализацию в полном объеме новой Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 гг., утвержденной Госдумой весной прошлого года, требуется, по оценкам, 5 млрд. рублей, то есть в 55 раз больше. (Да и что такое даже 5 млрд.? - всего $175 млн.; это на всю-то страну!) Программа, между прочим, предполагает увеличение к концу 2001 года количества рабочих мест в сфере малого бизнеса до 8,5 млн., а его доли в ВВП -- до 12%. За первые три квартала 2000 года малыми предприятиями было произведено товаров и услуг на 443 млрд. рублей против 423 млрд. рублей за весь 1999 год. Рост налицо, однако с поправкой на инфляцию он не столь внушителен, и его темпы не слишком превосходят общие темпы экономического подъема в данный период. Так что до заветных 12% ВВП (не говоря уже о большем) -- еще как до Эмпирея. Кстати, численность занятых на малых предприятиях увеличилась за тот же период менее чем на 1,3%.

В условиях, когда господдержка малого бизнеса на федеральном уровне ограничивалась преимущественно декларациями, основная миссия здесь перешла к региональным властям. Что же получилось? Во всем мире малое предпринимательство способствует территориальному выравниванию занятости и доходов. У нас же такого рода деловая активность сконцентрирована в немногих "продвинутых" регионах. Каждое пятое малое предприятие расположено в Москве, каждое восьмое -- в Санкт-Петербурге. В ряду выделяющихся регионов-лидеров также Ленинградская, Ярославская, Самарская, Нижегородская, Ростовская области. В аутсайдерах числятся практически все автономные округа и две республики -- Тува и Хакасия. В остальных субъектах РФ показатели в данной сфере приблизительно одинаковы и особого оптимизма не внушают. Даже с учетом "вклада" двух столиц, такой, например, показатель, как количество малых предприятий на тысячу жителей, в целом по России не дотягивает до 6, что в пять раз ниже, чем в Европе. В то же время Москва и Питер в данном отношении уже приближаются к "европейскому" уровню (соответственно 20 и 23 малых предприятия на тысячу жителей).

В Москве на 180 тыс. малых предприятий занято 1,5 млн. человек. Этому в немалой степени способствовало успешное выполнение соответствующей городской программы. Новая программа на 2001-2003 годы утверждена московским правительством 23 января сего года.

Напрашивается, однако, вопрос: почему развитие малого бизнеса у нас столь зависимо от конкретных действий властей вообще и региональных в частности? Не потому ли, что в масштабах всей страны не созданы необходимые условия, законодательные в том числе, чтобы частные предприниматели чувствовали себя комфортно? Выше говорилось о скудости выделяемых на поддержку малого бизнеса средств, но ведь вовсе не обязательно финансировать его напрямую (инвестировать надо прежде всего программы обучения предпринимателей, создания необходимой инфраструктуры, развития систем микрокредитования и т. п.). Главное же заключается отнюдь не в дефиците государственного финансирования, а как раз в отсутствии благоприятных "рамочных условий" для бизнеса.

Конкретные проблемы, сдерживающие развитие малого предпринимательства, можно пересчитать по пальцам, но каждая из них -- что неподъемный воз. В конечном счете, все сводится к бюрократическому бремени, давящему частную инициативу. Например, чтобы зарегистрировать малое предприятие, требуются визы 25-30 инстанций -- на сбор этих бумаг уходит не менее полугода. Около 350 видов деятельности лицензируются -- еще одна головная боль. Так или иначе контролируют малые предприятия (и могут повлиять на их закрытие, причем без особых разбирательств) свыше 40 различных государственных служб. Неудивительно, что "кормление" чиновников -- внушительная статья издержек тех, кто рискует окунуться в воды свободного предпринимательства. При этом чиновничий рэкет нередко не просто соседствует, а взаимодействует с криминальным. После выплаты всех подобных поборов -- что остается на налоги? А они не маленькие. Можно ли в таком случае гневаться по поводу изворотливых схем ухода от налогообложения? Ведь государство своими действиями и своим бездействием само заталкивает предпринимателей в "тень".

Что касается налогов, то дело не только в их ставках, но и в количественном обилии, а также в запутанности всей системы (изменит ли положение к лучшему введение в действие второй части Налогового кодекса -- выяснится из правоприменительной практики). Есть, правда, такая форма, как единый налог на вмененный доход, существующий в 62 регионах. Но от него предприниматели стонут более всего, и опять же по причине бюрократического произвола в оценке доходности их бизнеса.

Отдельная проблема -- недоступность кредитов, что связано с общей ситуацией на финансовом рынке. Тем временем ждут не дождутся своего часа законопроекты, позволяющие облегчить кредитование малого бизнеса -- "О кредитной кооперации", "О паевых фондах", "О взаимном страховании".

Словом, без особых финансовых затрат государство может сделать для развития малого предпринимательства очень и очень многое. Достаточно хотя бы не мешать -- уже будет большая заслуга. Соответствующие наработки были подготовлены Центром Германа Грефа еще до прихода его в правительство. Речь идет, в первую очередь, о кардинальном упрощении порядка регистрации и лицензирования малых предприятий, переходе от разрешительной к уведомительной процедуре регистрации таких предприятий без образования юридического лица, передаче регистрационной функции в Минюст, введении единого общероссийского свидетельства о регистрации, резком - в два раза - сокращении видов лицензируемой деятельности, разделении функций лицензирующих и надзорных органов при уменьшении общего числа последних.

Видимо, все эти вопросы и будут рассматриваться правительством, когда оно соберется судить-рядить, как же все-таки поддержать малый бизнес. Окажутся ли итоги правительственных посиделок действенными -- покажет время.

Выбор читателей