Пиво хотят ограничить...

Пивную индустрию лихорадит. Единственная отрасль алкогольной промышленности, переживающая в последние годы настоящий расцвет, попала в поле зрения "антиалкогольного лобби"

Вообще-то никто не спорит с тем, что алкоголь может быть злом. Споры идут об условности или абсолютности этого зла. Но даже самые ярые сторонники трезвости до последнего времени обходили молчанием потребление пива. Это и неудивительно – негласно пиву всегда уделялось роль наименьшего зла, некоего заменителя более крепких напитков.

В странах Скандинавии, пожалуй, самые суровые правила продажи алкоголя. Крепкие напитки здесь баснословно дороги, а время их продажи ограничено в некоторых местах так, что времена "лигачевщины" с их безумными очередями за водкой кажутся либеральными. Однако и в Скандинавии для пива делается исключение. Пиво здесь занимает некое промежуточное место между алкогольными и безалкогольными напитками. Население, особенно молодежь, пьет пиво всегда и всюду, и, кажется, это негласно поощряется властями. А в таких традиционно "пивных" странах, как Германия, например, даже не возбраняется сесть за руль, "приняв на грудь" кружечку (эдак на пол-литра) доброго пива.

В России в прежние времена пиво было не в почете. Возможно, потому что назвать пивом ту муть, которая выпускалась, можно было лишь с большой натяжкой. Пиво, как и пивные, служило, скорее, подсобным средством для "лакировки" водки и создания национального русского коктейля под названием "ерш". Народ "уважал" водку и портвейн. Дамы баловались "шипучкой", вином и сладкими наливочками. Претендовавшие на изыск предпочитали армянский коньяк.

Пожалуй, любовь к пиву появилась в начале 90-х годов вместе с возможностью свободно путешествовать. Начавшие выезжать на Запад граждане вначале ввезли привычку пить всякие "колы" в пластиковых бутылках, а затем – привычку попивать пивко. Много чего еще было ввезено в Россию, но любовь к пиву могла бы и заглохнуть, если бы не грамотный PR.

Надо признаться, что формирование благожелательного отношения к пиву – одна из самых лучших долговременных PR-компаний на моей памяти. Партия любителей пива и пивные фестивали, журналы и конкурсы, статьи и рассказы знаменитостей – в ход было пущено все. Начавшись, как продвижение иностранной продукции, "пивомания" затем стала катализатором отечественной пивоваренной промышленности. Переоборудование старых пивзаводов и строительство новых, появление новых марок и приведение традиционных в соответствие с мировыми стандартами – развитие пивиндустрии в России шло как цепная реакция.

Надо сказать, что власть отнеслась к новой алкогольной привычке народа с пониманием. В конце концов, от пива, конечно, тоже можно спиться, но с трудом. А от привычки опьянять себя человечество не смог отучить никто и никакими методами. К тому же пивная отрасль оказалась весьма "налогоемкой": высокие обороты и рост продаж приносили в казну все больше денег, а производство "паленого" пива, в отличие от водки, практически невозможно – стало быть, и криминалитету в этой отрасли не развернуться. Нельзя сбрасывать со счетов и то, что в стране сложилось довольно мощное "пивное лобби": достаточно вспомнить, как все последние годы ему удавалось исключать пиво из всех дискриминирующих производство и оборот алкогольной продукции законов.

Пока трудно сказать, что послужило причиной ослабления "пивного лобби". "То, что дело именно в ослаблении его позиций, сомневаться трудно. Не считать же, в самом деле, последние события по борьбе с пивиндустрией объективными причинами: отрасль работает стабильно, особых "разборок" (помимо обычных для любого прибыльного бизнеса) не случалось, никакими данными о том, что "пивные короли" оказались замешаны в чем-то нехорошем, общественность также не располагает.

Тем не менее, "вдруг" (ох, уж это вдруг!) в Думе начались раздаваться голоса о необходимости решительнее бороться с "алкоголизацией". Вопреки привычке начинать с водки и вина, на этот раз решили начать с пива. Возможно, потому что после вырубки виноградников и отделения братских винодельческих республик народ так и не вернулся к потреблению вина, а борьба с водкой показала, что в результате больше всех от нее выигрывают самогонщики и владельцы подпольных цехов. Возможно, просто решили разнообразить начало очередного "антиалкогольного крестового похода". В любом случае, повторюсь, без ослабления позиций "пивного лобби", по-моему, не обошлось. Первым официальным результатом борьбы стало весьма странное постановление. Издал его Минздрав руками главного государственного санитарного врача России. Называется постановление тоже странно "Об усилении госсанэпиднадзора за пивоваренной продукцией". Насколько я помню, слухи о плавающих в цистернах с пивом крысах и прочей антисанитарии относятся к давним, доперестроечным временам. Современная пивиндустрия стала, пожалуй, одной из немногих, где не надо бороться за качество пива: оно такой продукт, что любое нарушение сказывается на вкусе. А плохое пиво пить просто не будут – вокруг море хорошего. Об отравлениях некачественным пивом или, тем паче, эпидемиях, переносчиками которых стала пивная продукция, тоже вроде бы слышно не было. Так с какой стати "усиление госсанэпиднадзора"?

Кстати, усиливаться этот самый эпидемиологический контроль тоже будет весьма своеобразно. Вот как такое усиление предписано в указанном постановлении: региональным главным государственным санитарным врачам на транспорте (!) дано указание потребовать от руководителей пивной промышленности и торговли разработать и согласовать с учреждениями госсанэпиднадзора планы (!) по технической модернизации производств, совершенствованию процессов выработки высококачественной продукции, условий ее хранения, транспортировки и реализации – пункт 2.4 указанного постановления.

Вы что-нибудь понимаете, читатель? Я, признаться, ничего. С какой стати планы технической модернизации будут рассматриваться санитарными врачами? Везде, где речь идет о соблюдении правил санитарии и гигиены, и так должна стоять их виза. Что, эпидемиологи разбираются в преимуществе пивоваренных чанов из композитных сплавов перед традиционными? А "совершенствование процессов выработки высококачественной продукции", наверное, подразумевает, что санитарный врач будет обсуждать с технологами особенности производства лагерного пива по сравнению с портером, а также давать рекомендации по закупке хмеля (который отличается не только по месту произрастания, но и по тому, на солнечной или тенистой стороне он вырос)? Про условия хранения и транспортировки умолчу – и так ясно. Но вот согласование условий реализации ставит меня в тупик. Что здесь имеется в виду: соблюдение запрета на продажу пива несовершеннолетним, места и время продажи, виды упаковки, количество разрешенного продавать "в одни руки" – что? И, наконец, почему все эти полномочия возложены на санитарных врачей на транспорте?

А если серьезно – сам тон постановления ясно говорит о том, что ни о каком беспокойстве за качество продукции речи не идет. Тем более, еще раз повторюсь, – пиво такой продукт, что любое нарушение технологии на всем протяжении цепочки, от производства (вернее даже, от закупки компонентов) до продажи впрямую отражается на его качестве. А так как конкуренция в пивной отрасли высокая, любой производитель, выпускающий низкокачественную продукцию, быстро вылетит в трубу. Все гораздо проще: любое дополнительное согласование – это дополнительные административные рогатки, а значит – дополнительная возможность сказать "низзя". А значит – возможность "кое-кому" и "кое-где"… ну, вы понимаете. А на транспортных санитарных врачей это возложено, наверное, потому, что они блестяще справляются со своими непосредственными обязанностями. Как вы понимаете, всяких сельскохозяйственных вредителей в импортируемых продуктах или паразитов в тюках вьетнамских "челноков" нам больше не привозят.

Сейчас Союз российских производителей пиво-безалкогольной продукции и пивоваренная компания "Балтика" обратились в МАП с заявлением о незаконности постановления Минздрава. МАП возбудил дело и, по предварительным данным, усматривает в действиях ревнителей эпидемиологической чистоты нарушение не только антимонопольного законодательства, но и Конституции. По данным анализа специалистов антимонопольных органов, в случае введения данного положения возможно затруднение перемещения пивоваренной продукции по территории России, увеличение продолжительности оборота средств, рост издержек обращения. Все это скажется негативно не только на пивоваренной индустрии – в конечном счете пострадает потребитель. То есть пива будет меньше, пиво будет дороже и при этом хуже – ибо качественное пиво станет просто невыгодно производить из-за слишком высокой себестоимости. Чем это грозит в стране, где "веселие есть пити", понятно: народ перейдет на "белоголовку". А с помощью ревнителей трезвости "белоголовка" эта будет самопального изготовления. Значит, опять пойдут повальные отравления суррогатами. Опять наркологи забьют тревогу. Зато санитарные врачи будут с удовлетворением отмечать, что в остатках легально выжившей алкогольной продукции, в том числе пиве, мин… то есть несоответствий их требованиям, нет.

Выбор читателей