Вертикальный беспредел

Питер по веревочке ножиком чиркнул, батька сыграл в Икара. Анни брату такого отношения к родителю не простила, и дальше они в течение фильма периодически выясняют, выдержала бы та веревка или нет

Лет десять назад видеосалоны были забиты фильмами категорий В и даже С (не путать с витаминами). Названиям типа "Возвращение костоломов" или "Кровавые кошмары" соответствовали и краткие аннотации, самой емкой (и моей любимой) из которых была: "крутейший супербоевик". Некоторое время я удивлялся, куда делось все то веселое и пестрое разнообразие. Не могло же так быть, чтобы фильмы категории В просто взяли и прекратили снимать? Теперь понял: этим фильмам дают бюджет в сто лимонов, и они автоматически переходят в категорию А. Итак: "Вертикальный предел" – крутейший супербоевик!

Премьера состоялась в прошедший четверг в "Кодаке". Ее приурочили к открытию в кинотеатре нового кафе от "Nescafe" (сорри за рифму). По фойе ходили персонажи голливудских блокбастеров, в свежеоткрытом кафе наливали кофейные коктейли, а всем посетителям вручили по знаменитой красной кружке. Все было очень душевно и мило. Акция носила название K2, что расшифровывалось как "Кино+Кофе". Второй смысл этой аббревиатуры стал понятен после просмотра непосредственно фильма. К2 – второй по величине пик в мире, один из самых трудных. На него и карабкались все персонажи "Вертикального предела". Но давайте по порядку.

В начале фильма большая и дружная семья альпинистов лезет по отвесной стене. Состав семьи: сын – Питер Гарретт (Крис О’Доннелл), дочь – Анни (Робин Танни) и папа – просто папа. Кто его играл – неважно. С первых кадров понятно, что – не жилец. Точно: все дружно валятся вниз и висят как гроздь винограда на одной веревке. Папа, который в самом низу, кричит сыну (посередине), что канат надо резать к чертовой матери. Так он один разобьется, а так – все. Уболтал. Питер по веревочке ножиком чиркнул, батька сыграл в Икара. Анни брату такого отношения к родителю не простила, и дальше они в течение фильма периодически выясняют, выдержала бы та веревка или нет.

Прошел год. Питер работает фотографом для National Geographic. Снимает снежных барсов в предгорьях Гималаев на Пакистанской территории. Его сестрица неподалеку – она подписалась сопровождать миллионера Еллиота Вога (Билл Пакстон) в восхождении на вершину К2. Миллионер крутой как Пизанская башня. Лезть наверх он хочет, во-первых, без кислорода, во-вторых, быстро-быстро, чтобы быть на вершине к 14.00 следующего дня. У него есть своя авиакомпания, и в это время над горой должен пролететь первый самолет нового маршрута в Индию. Вот такая рекламная акция. Естественно, когда восхождение планируется в стиле "хватай мешки – вокзал отходит!", на погоду внимания не обращают. А зря. Ведь "здесь вам не равнина, здесь климат иной. Идут лавины одна за одной". После одной такой лавины миллионер, Анни и проводник оказываются запечатанными в снежной пещере.

Питер, ясен пень, готов тут же бежать выручать сестру. Он собирает команду из шести человек, чтобы спасти трех (привет от "Рядового Райена!"). Как и где искать пропавших, они решают уже на ходу, но как выручать из плена, позаботились заранее. У своих друзей, пакистанских военных, Питер занял три стеклянных банки нитроглицерина (!). То есть задумка такая: рвануть над местом снежного плена, а те, которые под снегом, уж как-нибудь освободятся. К тому же нитроглицерин – это такая хитрая штука, которую если сильно встряхнуть, она взрывается со страшной силой. Можно было, наверное, взять динамита или пластиковой взрывчатки, но Питер легких путей не ищет. Он и кислород не берет. Как говорил капитан "Титаника": "Полный вперед, и хрен с ними, с айсбергами!".

Всем этим Чипам с Дейлами надо спешить. Вертикальный предел – это такая высота, на которой если человек не пьет воду, то вода внутри организма попадает в легкие, и человек задыхается (вроде правильно пересказал, хотя сам до сих пор не понимаю). Короче, до смерти сестры – 36 часов, надо очень спешить. Люблю приколы со временем: таймер у бомбы, отсчет дней до падения метеорита, резко убывающий запас воды (воздуха, сигарет, пива). Это придает дополнительный накал истории. Лимит времени, полные рюкзаки нитроглицерина, сумасшедший проводник (Скотт Гленн) – полный ассортимент. Если для выживания человека предел еще какой-то есть (вертикальный или горизонтальный), то для глупости пределов нет и не предвидится.

С сюжетом более или менее разобрались. Теперь актеры.

Актеров там, собственно, двое: Скотт Гленн и два друга – алкоголики-наркоманы. Нарки, постоянно находясь или под мухой или под кайфом, отмачивают разные смешные шутки ("Пролетело два вертолета, или это пойло оказалось крепче, чем мы думали?"), внося здоровый юмор в окружающий их (и нас) дурдом. Гленн (как всегда) – просто суровый мужик. А вот Крис О’Доннелл в главной роли? Извините меня, но это – просто дурная шутка. Во второстепенной ("Запах женщины") он еще что-то может изобразить. Но пытаться повесить на него целый фильм – однозначный перебор. Танни, играющая сестру, тоже никакая. Это именно ее пытался догнать и изнасиловать Сатана в "Конце света". А теперь закройте глаза и попытайтесь вспомнить ее лицо. Получилось? Если да – у вас великолепная зрительная память. В предыдущем фильме схожей тематики "Скалолаз" играл Сталонне. Тоже не Бог весть какой актер, но у него хотя бы была индивидуальность. Плюс Майкл Рукер в партнерах, плюс банда террористов и чуть более умный сюжет. Может, и здесь надо было на вершине пару десятков моджахедов посадить? Тогда бы и фишка с нитроглицерином выглядела не такой притянутой за уши.

Что в картине действительно заслуживает внимания, так это операторская работа и звук. Когда с гор сходит лавина… Нет даже так – лавина! Все вокруг трясется, и тянет залезть под кресло. Так что, если и смотреть, то исключительно в хорошем кинотеатре с хорошим звуком.

P.S. Только после фильма осознал, почему меня так мучило дежа вю. Крис на веревке, ниже висит его батя. Батя падает и умирает… Ба! Да это же "в ноль" "Бэтмен навсегда".

Выбор читателей