Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
Недавно в гостях у редакции нашего американского партнера, еженедельника "Континент", побывал первый избранный демократическим путем председатель Верховного Совета Белоруссии Станислав Шушкевич, который вошел в историю как один из тех, кто подписал смертный приговор Советскому Союзу и КПСС. Предлагаем вам интервью, которое господин Шушкевич дал журналисту "Континента" Эдуарду Лозанскому
Эдуард Лозанский: Господин Шушкевич, в этом году исполняется 10 лет со дня распада Советского Союза. Вы являетесь одним из главных действующих лиц тех событий. Не возникали ли у Вас какие-либо сомнения насчет того, что Беловежское соглашение было подписано впопыхах, что были иные варианты, которые позволили бы избежать наступившего тотального экономического кризиса на территории бывшего СССР?
Э.Л.: Известно, что практически у всех этих новых независимых государств на постсоветском пространстве огромные экономические трудности. В прежние времена бытовало мнение, что как только Советский Союз прекратит существование, все республики достигнут небывалого расцвета, так как Россия перестанет эксплуатировать их ресурсы. Сегодня видно, что экономика России худо-бедно функционирует и в ней даже намечается некоторый прогресс, а все остальные, исключая прибалтов, находятся в довольно тяжелой ситуации. Нет ли здесь противоречия?
С. Ш.: Вы сразу задали несколько вопросов. Я постараюсь на них ответить. Прежде всего, если говорить о том, не повлияла ли суверенизация на экономику бывших республик и не ухудшила ли она ее. Мне кажется, нет. Ни в коей мере. Давайте возьмем саму Россию. Да, в ней жизненный уровень действительно выше, чем в других республиках, но это не благодаря тому, что экономика России достойно развивается, а потому, что Россия настолько богатая ресурсами страна, что даже так плохо их продавая и находясь в состоянии разграбления, когда крадут буквально все, она может обеспечить благополучие своих граждан в сравнении с какими-то экзотическими государствами. Кстати, факт разграбления признан всеми, в том числе и официальными российскими структурами, я здесь ничего не наговариваю. Мне очень досадно, что это так. В то же время, я должен сказать, что сейчас наблюдается определенная стабилизация и выход на настоящее реформирование как в России, так и во многих странах СНГ. Например, последние события, которые происходят в Украине, я имею в виду действия правительства Ющенко, являются показателем того, что можно достичь успеха даже вот таким большим и трудно управляемым государствам. Не говоря уже про прибалтов: вы уже видите, каких они достигли успехов. А в Беларуси до распада СССР была более высокая производительность труда, в сравнении с любой из трех прибалтийских республик. Но, тем не менее, Беларусь за прошлый год дала спад валового внутреннего продукта на 6%, а все без исключения другие страны СНГ дали прирост. У России прирост достиг 7,6%. Значит, речь идет о том, что там, где разумно подходят к реформированию, мы сейчас наблюдаем рост. А там, где продолжают лечиться заклинаниями, ничего хорошего не происходит.
Э.Л.: Сохранились ли какие-то личные отношения у вашей тройки: Ельцин, Кравчук, Шушкевич? Вы как-то общаетесь?
С. Ш.: С Ельциным ни разу после отставки не контачил, потому что он был президентом огромной страны и у него хватало проблем в России. У меня к нему не было никаких дел или вопросов, чтобы пытаться организовать встречу, и я думаю, что это встретило бы определенные трудности. А что касается Леонида Макаровича Кравчука, то мы контактируем довольно регулярно и недавно вместе прошли интересное журналистское испытание. Дело в том, что бригада украинских и российских журналистов, примерно в одно и то же время, в один и тот же день, задала одинаковые вопросы Кравчуку и мне – кстати, по поводу Беловежского соглашения. И наши расхождения заключались только в одном. Вопрос формулировался так: "Кто был инициатором и автором основного положения Беловежского соглашения о том, что СССР как геополитическая реальность прекращает свое существование?". Я был убежден, что первую такую формулировку предложил Геннадий Бурбулис, а Леонид Макарович считает, что именно он предложил такую формулировку. Вот это единственное несоответствие. Все остальное совпало на 100%.
Э.Л.: А каковы Ваши отношения с Горбачевым?
С. Ш.: Да, у меня было много встреч и с Михаилом Сергеевичем, и с его ближайшими сотрудниками и коллегами, которые работают в фонде Горбачева. Я когда- то просто обожествлял Горбачева, но после того, когда в 86-м году он выступил 8 мая по телевидению и сказал, что Чернобыль – это пустяк, это мелочь... Вы знаете, у меня после этого большой на него зуб. Я начал относиться к нему с той же требовательностью, с которой отношусь и к другим людям, и к себе в том числе. Хочу сказать, что Михаилу Сергеевичу нужно поставить при жизни памятник за то, что у нас началась перестройка и те грандиозные преобразования. Но дальше ни его команда, ни те люди, которые его окружали, не были способны вести страну по пути, по которому, например, пошла Польша. Там был главный идеолог Бальцерович. У Гавела был Клаус. Увы, Горбачев таких людей не нашел. Он пытался опираться на Львова, Шахназарова, Кудрявцева, Абалкина, но это не те силы, которые могли обеспечить юридически или экономически переход к рыночной экономике. В России были люди, похожие на Бальцеровича и Клауса, но Горбачеву не удалось их найти, более того, он их боялся. Вот в чем беда. Мы часто встречаемся с ним на разных конгрессах, встречались и семьями, когда еще была жива Раиса Максимовна, и я очень переживал по поводу его семейной трагедии. Я не всегда был с ним согласен, но по-человечески я его искренне уважаю.
Э.Л.: Несколько слов о союзе Беларуси и России. Выиграет ли от этого Беларусь? Россия? Как известно, демократическая оппозиция как в России, так и в Беларуси не в восторге от этой идеи.
Понятно, что России нужно было отвлечь внимание от Чечни и других сложных внутренних проблем – и поэтому нужно было звонить в кремлевские колокола в Успенском соборе и подписывать соглашение между великими народами, точнее между великим и маленьким народами. А реальной потребности в этом никакой не было. Если говорить о единении людей, оно было, есть и останется, а вот экономические вопросы надо было решать так, как решали в Европе, как был создан союз "угля и стали". Французы и немцы сказали так: давайте сделаем одно конкретное дело, наладим общее производство угля и стали. Ведь именно с этого началось европейское сообщество. А здесь – нет. Давайте мы объявим, что мы едины, что мы навек едины, как вот было тогда трехсотлетие воссоединения Украины и России, от которого остались только памятники.
Ведь это же смешно: подписать за два года шесть соглашений – о союзе, о единении и прочее, и прочее. Посадить 200 чиновников в аппарате в Москве и в Минске, которые должны чем-то заниматься, но не знают, чем. Создать структуру, которая противоречит конституции и России, и Белоруссии. После этого говорить, что мы будем избирать совместный парламент. Простите, это же типичные слон и моська! О каком парламенте, о каком представительстве тут можно говорить? Можно говорить об инкорпорации, но Россия стесняется так говорить, потому что она предстанет перед миром как империя. А в Беларуси говорят, что вот мы на равных. Посмотрите, какие мы умные, мы с Россией идем на равных. Я считаю, что это, в общем-то, идеологическая глупость, трудно исправимая, но я думаю, что со временем все выровняется. Нужны контакты между бизнесменами, нужны корпоративные союзы, допустим союз автомобилистов России и Беларуси. Нужны корпоративные союзы в сельском хозяйстве и т.д. Надо упрощать законодательство, то есть составлять договора, которые конкретизируют характер этих отношений. А то, что мы имеем сейчас, – это идеологический союз, это создание многих теплых мест, куда можно отправить каких-то чиновников, которые либо мешают, либо их нужно наградить какой-то государственной должностью и не более. Раньше я протестовал против этого союза, поскольку считал, что это угроза нашей независимости, а сейчас просто не обращаю на него внимания, потому что это пустое дело.
Э.Л.: Что сегодня происходит в Беларуси?
С. Ш.: Я думаю, что сейчас у нас самое важное – это выборы президента. Здесь совершенно очевидно, что если не будет тотальной фальсификации, то Лукашенко больше президентом быть не может. Он потерял поддержку народа, и никакой надежды выиграть на честных выборах у него нет.
Э.Л.: Какова роль демократической оппозиции? Кто от вас будет в этих выборах участвовать?
С. Ш.: У нас есть предложение, что мы выдвинем единого кандидата от демократической оппозиции. Сейчас есть четыре кандидатуры, скорее всего их будет пять, и мы вырабатываем механизм выдвижения одной из них. Они все лично знакомы и считают, что такой подход будет наиболее разумным.
Э.Л.: В каком году будут выборы?
С. Ш.: В этом, в 2001-м. Они должны быть не позднее сентября этого года.
Э.Л.: А Вы входите в эту великолепную пятерку?
С. Ш.: Нет, я не вхожу. Мы договорились выдвинуть претендента не из числа руководителей партии, и фактически эта позиция у нас выдержана. Вся эта великолепная четверка или пятерка – я бы мог их охарактеризовать всех как людей достойных. И я думаю, у нас хватит ума и сдержанности, чтобы все они дали предварительно согласие на то, что будут поддерживать единого кандидата.
Э.Л.: Иначе шансов у них, конечно, нет.
С. Ш.: Я бы этого не сказал. Шанс выиграть есть при любом варианте. Дело в том, что у нас ведь очень хищная власть. Она пользуется консультантами из верхушки ЦК КПСС, из верхушки союзного КГБ и т.д. И я не исключаю, что здесь будет и подставная фигура, и действие на раскол оппозиции. Все это у нас есть в наличии. Кроме того, у властей мощная финансовая поддержка. По нашим данным, только Россия дает сто миллионов долларов на спасение режима Лукашенко. Лучше российскому руководству никого не надо, потому что с ним они могут делать, что хотят.
Э.Л.: Какое у Вас мнение по делу Бородина?
С. Ш.: Я не располагаю никакими фактами, никакими документами, чтобы говорить об этом со знанием дела. Все мои эмоции базируются на данных средств массовой информации и личных впечатлениях тех людей, которые в курсе дела. Возникает вопрос: зачем нужно было приглашать Бородина на должность секретаря Союза России и Беларуси? Ведь в общем это кремлевский хозяйственник, не политик, скажем прямо. Это человек, который умеет манипулировать большими деньгами – и, по мнению многих, небескорыстно для себя. Такой человек Лукашенко нужен, потому что ему нужны большие деньги для больших фальсификаций. Я думаю, что лучшего профессионала, чем Бородин, Лукашенко найти не мог. И я думаю, что вот эта процедура с приглашением в Штаты была просто способом "отмывания" Бородина. Если бы он попал на инаугурацию Буша, то дальше бы говорили, что он признан США, и подкопаться под него в рамках нашего белорусского законодательства было бы невозможно. Ну, а я благодарен миру, что где-то закон еще соблюдается...
Судно моментально ушло под воду