Холодная зима 2001-го

Сегодня Россия не может себе позволить решить энергетическую проблему. Разве что договорится с Парижским клубом о том, что вместо выплаты долгов начнет поднимать жилищно-коммунальную сферу

Для энергетиков, работников коммунального хозяйства, руководителей муниципальных и региональных властей зима стала сплошной нервотрепкой. Чуть было не вымерзшее Приморье и последовавшие за этим "оргвыводы" долго, наверное, будут сниться в кошмарных снах тем, кто отвечает за электро- и теплоснабжение. В первую очередь, конечно, в северных регионах. Но и в Центральной России немало городов и поселков испытали в этом году лечение от иллюзий "холодовой шоковой терапией".

Самое обидное, что разразившийся кризис был, в общем-то, предсказуемым. Можно подумать, горячие лужи над теплотрассами, жалобы на холодные квартиры и горящие днем фонари (если они не разбиты напрочь) стали повседневными приметами российского бытия только вчера. Просто раньше за все это – за чудовищный перерасход электроэнергии, за обогревающие улицы отопительные системы – можно было не платить.

То есть, конечно, постоянно принимались какие-то меры. Каждое лето население на месяц (как минимум) оставалось без горячей воды из-за ежегодного "профилактического ремонта" систем теплоснабжения. Каждую осень неслись бодрые рапорты об успешно проведенной подготовке к зиме – числе утепленных подъездов, количестве замененных труб, ввернутых лампочек и т.д. Несколько раз за последнее десятилетие вспыхивали и тихо угасали компании за внедрение в производство и быт энергосберегающих технологий.

И не платили – тоже вовсе не так уж прямо и нахально. Население регулярно получало уведомления о новых, более высоких тарифах на свет и тепло и рекомендации "уходя, выключать свет". С легким матерком граждане оплачивали возросшие статьи расходов, ввинчивали более тусклые лампочки, переставали пользоваться электрическими радиаторами до того момента, пока не промерзали стены, и всё спрашивали – когда же за свои деньги (уже немалые) можно будет получить нормальные услуги? Чтобы в квартире было нормой плюс двадцать, а не плюс шестнадцать (между прочим, если у вас больше плюс шестнадцати, у вас ни одна жилконтора и жалобы не примет). Чтоб импортная бытовая техника, не знакомая с российскими реалиями, не перегорала от перепадов напряжения в электросети – так же, как и родные электрические лампочки.

Все больше платили за энергию и предприятия – даже больше, чем население. Но тут были нюансы. Если, например, предприятие имеет стратегическое значение, или единственное обеспечивает хоть какое-то подобие промышленной жизни в подыхающем от безденежья регионе, или хозяин его – олигарх, либо с местной администрацией дружит, – такое предприятие находило, как принято говорить, "компромиссное решение". Что-то оплачивалось, что-то проходило бартером, что-то "взаимозачитывалось", что-то писалось в недоимку. Лучше всего было договориться об особых тарифах. Особенно хорошо это получалось у энергоемких алюминиевых производств. При любом раскладе все знали – такое предприятие от сети не отключат. Кишка тонка.

С деньгами, уплаченными совестливыми гражданами, тоже не всегда просто было. Во-первых, далеко не все граждане оказывались совестливыми плательщиками – а кое-кто, оставшись без средств к существованию, и вовсе не мог осилить возросшие платежи. Жилищные субсидии оказались тоже не панацеей – да и попробуй их получи. Кое-каким категориям граждан полагались льготы, но и здесь выходило не все ладно: остаток до нормального тарифа кто-то ведь должен доплачивать.

В общем, причин, по которым местные бюджеты могли не перечислять денег, энергетикам хватало. А так как с местной власти взять было нечего, кроме персональной машины главного начальника да компьютера его секретарши, то довольно долго энергетики и местные администрации вяло перепирались. "Платить надо!" – говорили энергетики. "Будем! – честно округляли глаза администрации. – Вот только в бюджете деньги появятся – так сразу!" При этом обе стороны знали, что деньги в бюджете появятся после дождичка в четверг. Так и жили.

Понятно, зачем на энергетику поставили Чубайса – человека, прославившегося умением "расшивать" проблемы решительно и без сантиментов. Понятно, почему Чубайс пошел на отключения электроэнергии злостным неплательщикам – при его-то имидже можно было наплевать на посылаемые проклятия. Непонятно только, почему и власть, и Чубайс подумали, что проблемы энергетики можно решить силовыми методами. Возможно, примером послужило Министерство по налогам и сборам, сумевшее за достаточно короткий срок "выжать" из бизнеса необходимое количество налоговых поступлений. Но теплотрассы и ЛЭП оказались менее понятливыми, чем предприниматели.

На днях мэры российских городов направили президенту России обращение, в котором предупреждают, что энергетический кризис, аналогичный приморскому, может ожидать российские регионы уже в следующую зиму. По мнению мэров, проблема заключается не в плохой работе администраций, а в сложившейся системе, которая и привела к кризису.

Так, глава администрации Нижнего Новгорода Юрий Лебедев заявил, что проблема заключается в сложившейся системе финансирования, когда 63% денежных средств остается в Москве и только 37% передается в регионы. Он сообщил, что город недополучил миллиард рублей за счет перевода ряда налогов в Центр, при этом ответственность за работу коммунальной и социальной сфер по-прежнему осталась на местных администрациях. Между тем даже при прежней системе налогообложения далеко не каждый регион мог покрыть все расходы на эти статьи. В связи с этим Лебедев предложил принять государственный закон о социальном стандарте, который предусматривал бы конкретную сумму расходов на одного человека в размере 4000 рублей, и исходя из этого формировать бюджеты муниципальных образований. А глава администрации Кирова Василий Киселев сообщил, что в настоящее время износ труб в коммунальной сфере составляет 90%. "У нас в Кирове в сутки происходит до сорока разрывов труб. Можно снять мэра, но если нет средств, то ничего от этого не изменится", – заявил Киселев.

Итак, помимо управленческого фактора, существуют и объективные причины для кризиса – нехватка местных бюджетных ресурсов для приведения в порядок жилищно-коммунальной сферы и оплаты топлива и электроэнергии. На сегодня около десяти регионов испытывают нехватку денег для оплаты ТЭК и практически все регионы мучаются вконец изветшавшей системой коммуникаций.

Проблемы с оплатой электроэнергии и топлива снять сложно, но можно – при разумном подходе. Но надо признать, что это может принести только облегчение, но никак не решение проблемы. Надо честно сказать – практически вся система доставки тепла потребителям устарела. Устарели не только не менявшиеся десятилетиями трубы – сами технологии российского теплоснабжения не соответствуют сегодняшнему дню. Но выкопать все трубы, заменив быстро ржавеющие нынешние на современные композитные, заменить допотопные батареи с чудовищно низким КПД на новые, перестроить существующую систему централизованного теплоснабжения, не приспособленную к гибким перепадам потребностей и не способную донести до потребителей большую часть выработанного тепла, перевести всю систему с угля на газ, внедрить энергосберегающие технологии и строгую систему учета и контроля поступающего тепла – по всей цепочке, от производителя до конечного потребителя... А еще – заменить коробящиеся и продуваемые рамы и двери во всех домах, утеплить стены панельных домов, построенных до восьмидесятых годов (практически все проекты тогда не соответствовали суровым российским морозам)...

Можно, конечно, такую задачу поставить – но для ее выполнения потребуется несколько лет целенаправленных бюджетных (и немалых) вливаний. Плюс – перевод регулирования тарифов из режима покрытия себестоимости (все возрастающей от старения систем и разгильдяйства) в режим стимуляции необходимых преобразований и покрытия понесенных расходов в разумный промежуток времени. Имея при этом в виду социальные последствия и последствия для только-только поднимающейся промышленности, пока не сориентированной на сбережение потребляемой энергии.

Отставка главы Федеральной энергетической комиссии, воспринятая многими наблюдателями как продолжение приморской эпопеи, – это, скорее всего, знак того, что власть решила начать преобразования хотя бы последней области – области тарифного регулирования. Возможно, в ближайшее время будут приняты какие-то решения и в связи с массовой задолженностью муниципалитетов. Но будем реалистами – решить проблему в принципе сегодня Россия себе не может позволить. Разве что договорится с Парижским клубом о том, что вместо выплаты долгов начнет поднимать жилищно-коммунальную сферу. Так что у главы МЧС Шойгу впереди еще много работы.

Выбор читателей