Буддисты встречают Железную Змею

Года Змеи "всегда были непростыми для России". Однако наступающий год, по прогнозам буддийских астрологов, будет благоприятен для всех руководителей России - от президента до глав регионов

Последний предновогодний хурал-молебен состоялся в буддийских дацанах-храмах Бурятии. Накануне наступления Нового года по лунному календарю ламы-священнослужители и миряне возносят молитвы богине Балдан Лхамо - особой покровительнице Тибета и монголоязычных народов, исповедующих так называемый "северный" буддизм. Считается, что в этот день она снисходит на землю, даруя благословение.
Сегодня в домах верующих празднично украшается алтарь. К нему делается подношение из яств и благовоний. Одновременно у буддистов наступает короткий пост. До наступления Нового года следует избегать употребления спиртных напитков и мяса. Запреты будут сняты 24 февраля после рассвета.

Первый день наступающего года Змеи означает и начало Праздника Белого месяца - Сагаалгана. Десятый год подряд он объявляется в Бурятии нерабочим днем.
В течение трех дней в городах и селах Бурятии пройдут народные гуляния. Однако общая праздничная программа рассчитана на весь предстоящий месяц. Это будут спортивные состязания, фестивали эстрадной и народной музыки и другие мероприятия.

Глава Буддийской традиционной Сангхи (церкви) России Хамбо-лама Дамба Аюшеев поздравил всех россиян с наступающим Годом Белой Железной Змеи по лунному календарю. "Успехов, процветания и исполнения всех желаний", – таково главное пожелание главы Сангхи ко всем гражданам страны.

Дамба Аюшеев подчеркнул, что "полностью удовлетворен" вниманием, которое уделяет буддистам федеральный центр. Лама доволен и сотрудничеством четырех традиционных религий России – православия, ислама, буддизма и иудаизма.
По словам Хамбо-ламы, участие их представителей единой делегацией в прошлогодней встрече лидеров мировых религий в Нью-Йорке "стало принципиальным событием" как для самой России, так и для оценок российских межрелигиозных отношений за рубежом.

Относительно прогнозов о наступлении в России диктатуры Хамбо-лама высказал мнение, что "повышение ответственности и дисциплины необходимо стране, испытавшей в последние годы немало трудностей". Тем более, что Года Змеи (1905, 1917, 1929, 1941, 1953 гг. и т.д.), "всегда были непростыми для России, а порой и приносили страдания".
Однако наступающий год, по прогнозам буддийских астрологов, будет благоприятен для всех руководителей России - от президента до глав регионов. Поэтому, считает Дамба Аюшеев, больших бед удастся избежать. "Мои учителя говорили мне, что в текущем 60-летии, которое началось в 1987 г., не будет больших войн. Я в это верю и думаю, что это главное", – заявил лама.

Среди праздников, ныне считающихся буддийскими, есть такие, которые изначально к буддизму никакого отношения не имели. Прежде всего, это относится к Новому году, приход которого так или иначе отмечали все народы земного шара задолго до того, как возникли мировые религии.
Празднование его насыщено древней магической символикой, служащей обеспечению богатства, плодородия, процветания, иными словами - благосостояния народа и государства. Вполне естественно, что Новый год нашел свое место и в системе праздничного календаря буддистов, приобретя особое мифологическое и ритуальное содержание.

Китайцы, тибетцы, монголы, вьетнамцы, буряты и тувинцы отмечают приход Нового года в 1-ое весеннее новолуние по лунному календарю. Так как Лунный год короче Солнечного примерно на месяц, то наступление Нового года не имеет фиксированной даты и может колебаться в пределах полутора месяцев (от конца января до первой декады марта). Вычисляют эту дату заранее по астрологическим таблицам.

Название праздника Сагаалган происходит от слова "Сагаан" – белый. В старину этот день считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли по праздникам. Один из потомков (держателей трона) Чингис-хана перенес время празднования Нового года с осени на конец зимы.

Новый год стал одним из буддийских праздников с начала XV в., когда основатель школы Гелуг - великий буддийский деятель и реформатор Цзонхава - разработал Устав своей школы и правила проведения буддийских праздников в монастырях. Именно он приурочил к народному Новому году буддийский праздник, связанный с победой Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершение им 15 чудес в городе Шравасти. Поскольку монголы, буряты и тувинцы - последователи той же школы Гелуг, что и тибетцы, то и у них в первые две недели Нового года ежедневно в храме проводится служба в честь одного из 15 чудес Будды.

Вчера после захода солнца во всех буддийских монастырях России был совершен обряд Дугжууба, символизирующий огненное "очищение от всего неблагого". Этот ритуал завершает приготовление буддистов к встрече Нового года.
Обряд обладает особым эзотерическим смыслом. Его запрещено проводить в местах проживания людей.
В больших кострах возле дацанов ламы и верующие миряне мысленно сжигают все духовные препятствия, дурные помыслы и болезни. Для этого нужно бросить в огонь, например, кусочек теста, которым перед этим проводят по телу. Нарушение сводов ведет за собой тяжелые последствия как со стороны священнослужителей, исполнителей данного ритуала, так и участвующих в нем прихожан.

В древних монгольских сутрах говорится, что впервые Чингисхан отпраздновал Сагаалган в год огненной свиньи на 66-ом году жизни после того, как подчинил себе тибетского хана Минья дуаз Шударга.
Время наступления нового года совпадает с завершением наиболее сложного периода для монгольских скотоводов - зимовки скота, и является символом начала благополучного будущего. По традиции, в новогоднюю ночь, монгольские семьи соберутся под крышей родительского дома. Новогодний пир Битуун, как правило, обилен, но согласно обычаям, умерен в употреблении горячительных напитков.
По мнению монгольских астрологов, в наступающем Году Железной Змеи, которую здесь издревле почитают как мудрое существо, в стране продолжится падеж скота вследствие суровой зимы, снегопадов и бескормицы. Летом в Монголии будет много осадков, которые станут причинами наводнений.

Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь - женскую манифестацию бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома. Вся прочая новогодняя обрядность у китайцев связана с их традиционной системой верований и ценностей, сформулированных конфуцианством и даосизмом.

Японцы с 1873 г. живут по григорианскому календарю и празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января, а потом гуляют еще две недели. Однако среди многочисленных обрядов элементы буддизма незначительны: 108 ударов колокола в новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских храмах.

По астрологическим прогнозам, Змея будет особо благосклонна к детям, но более сурова к пожилым людям. Наиболее благоприятным год должен стать для людей, родившихся под знаком "Крысы".
"Быки", "Драконы" и "Овцы" благополучно преодолеют этот год.
А вот "Тиграм", "Кроликам" и "Собакам" необходимо больше уделять внимания себе и быть сильными духом.
"Лошадям" надо внимательно относиться к финансовым сделкам.
"Обезьяны" и "Петухи" откроют новые возможности для благополучной жизни, а "Кабаны" проведут этот год без особых проблем.

Фото AP © 2001 Associated Press

Выбор читателей