Турция на грани

Турецкий премьер не уступит оппозиции, призывающей его изменить состав правительства или уйти в отставку. В стране же усиливается финансовый кризис, который грозит перерасти в политический и экономический

Турецкий премьер-министр Бюлент Эджевит не намерен уступать оппозиции, которая призывает его внести изменения в состав правительства или вообще уйти в отставку.
В стране, тем временем, усиливается финансовый кризис, который грозит перерасти в полномасштабный политический и экономический.
За последние два дня курс национальной валюты - лиры, упал на 40%. Все возрастают опасения того, что банки страны не смогут расплатиться по своим долгам.
В субботу Эджевит созвал экстренное заседание правящей коалиции. После премьер-министр заявил, что правительство выработало меры по борьбе с кризисом, которые будут обнародованы в понедельник. Он, однако, не уточнил, какие именно меры будут предприняты.

Первой жертвой финансового кризиса стал председатель ЦБ Турции Гази Эрчель. Он подал в отставку. В последние дни Эрчель подвергся резкой критике за неспособность поддержать национальную валюту.

"Слухи, распространяемые определенными кругами, что правительство собирается уйти в отставку, далеки от правды. Вопрос об изменениях в кабинете министров также не стоит", - сказал Эджевит.
Премьер также заявил, что "перемены в правительстве и стремление добиться досрочных выборов на волне экономических трудностей принесут стране большой вред".

Финансовый кризис в Турции последовал за пикировкой между Эджевитом и президентом страны Ахметом Сезером, которые, как считают многие, поддерживает исламские элементы в стране. После того, как противоречия между президентом и премьером вышли на поверхность, иностранные инвесторы стали опасаться, что турецкое правительство, самое стабильное за многие годы, вот-вот развалится.
Не выдержав напряжения, которое создали для банковской системы страны финансовая и политическая неопределенность, правительство вынуждено было прекратить валютные интервенции и фактически девальвировать лиру.

Экономические аналитики говорят, что ущерб, нанесенный кризисом и падением лиры, будет выражаться в росте цен, замедлении экономического роста и увеличившемся долговом бремени. Внешний долг Турции, который нужно выплачивать в твердой валюте, сейчас составляет $107 миллиардов.

Аналитики предсказывают большие проблемы турецким банкам, долги которых исчисляются в иностранной валюте, а активы часто наполнены правительственными облигациями, обмениваемыми только на лиры.
Одним из неизбежных последствий кризиса станет сокращение амбициозной программы экономического развития страны.

В настоящее время в Анкаре находится делегация Международного Валютного Фонда, которая обсуждает, как помочь турецкому правительству справиться со сложившейся ситуацией, а также изменить экономическую программу. Между тем, многие эксперты возлагают часть вины за произошедшее и на руководство самого МВФ.

Трехпартийная коалиция Эджевита находится у власти вот уже 21 месяц - самый долгий срок существования турецкого правительства за последние 5 лет.
Иностранные инвесторы связывают надежду на экономические и политические реформы в Турции именно с этим политиком.
Президент Соединенных Штатов Джордж Буш и заявил о своей поддержке экономической политики Турции.

Однако стоит отметить, что биржевые индексы Турции росли или, по крайне мере, не падали, пока рынок лихорадило. Основным двигателем здесь стали туристические компании и легкая промышленность. Кризис, во многом напоминающий российский образца 1998 г. может оказать и положительное влияние на национальную экономику.

Не менее важно и то, что доля теневой экономики страны постоянно уменьшалась. Кредиты МВФ, рост покупательной способности внутреннего рынка, рост экспорта, относительна политиче6ская стабильность - все это позволяло надеяться, что последний, восемнадцатый по счету кредит МВФ будет действительно последним на пути к низкой инфляции. По меткому выражению одного турецкого банкира, нынешний кризис, словно упал с неба. Иными словами, макроэкономические показатели Турции, в отличие от российских в предкризисные месяцы, не предвещали ничего подобного.

Пока кризис продолжается, можно уже попробовать оценить его последствия. Свободно плавающий курс лиры в условиях высоких процентных ставок (600% в минувшую пятницу против 60% до начала кризиса) серьезно осложнит жизнь банкам. Правда, некоторые из них получат помощь Центробанка страны. Его золотовалютные ресурсы позволят спасти многих.
Как предполагается, если политический кризис удастся погасить, а банки будут проводить согласованную политику, то общее падение лиры составит не более 25%. Плохо придется и иностранным компаниям, пробивающимся на турецкий рынок. Они и так находятся под постоянным давлением со стороны дилеров, которые требуют скидок и снижения цен, ссылаясь на официальные показатели низкой покупательной способности населения. Впрочем, учитывая то, что до 40% ВВП составляет теневая экономика, доверять официальным показателям надо с осторожностью. Как бы то ни было, но теперь иностранцам придется либо уходить, либо полагаться на местных производителей.

Особо остро турецкий кризис чувствует германская банковская система на нее приходится львиная доля турецких долговых обязательств.

Турецкий кризис, скорее всего, приведет и к ужесточению политики МВФ.Кредиты Анкаре для поддержания скомпрометировавшей себя в Азии и России системы валютного коридора, по общему признанию, выделялись под давлением политических обстоятельств - учитывая ее роль в НАТО и стратегическое положение между Европой и Ближним Востоком.

Теперь, реагируя на упреки в "политическом кредитовании", МВФ будет выдвигать еще более жесткие условия для предоставления кредитов. Судя по всему, ужесточение политики не ограничится одной лишь Анкарой: новые трудности в общении с Фондом появятся и у Москвы. Российский фондовый рынок также не сможет остаться в стороне от происходящего в Турции.
Последствия турецкого кризиса в условиях общей нестабильности рынков, ударит по биржевым котировкам развивающихся стран. Для фондового рынка РФ это означает падение котировок и еще меньшую готовность иностранных инвесторов вкладывать средства в российскую экономику.

Однако рост собственно турецкого рынка в первые дни после кризиса показателен. Туризм и легкая промышленность обеспечивают значительную часть поступления иностранной валюты. Так что можно ожидать появления еще более дешевых турецких товаров. А тем, кто планирует отпуск остается лишь благодарить судьбу за то, что девальвация лиры пришлась на конец зимы - отдых в Турции станет еще дешевле.

Фото AP © 2000 Associated Press

Выбор читателей