Кому нужна такая школа?

Практически ушли в небытие пионеры и октябрята, комсомольские слеты и походы в Мавзолей, но одно осталось точно – по-прежнему дети в школе получают огромное количество знаний, которые применить не могут

"Ученье свет" – слышали мы в школьные годы. "Кому нужна эта школа?" – слышат родители от своих ненаглядных чад сейчас. А действительно, чему и как сейчас учат детей? Постоянные споры о школьной реформе "намозолили" всем уши, поставив в тупик не только родителей и детей, но и самих реформаторов.

Дети изучают в процессе обязательного образования несметное количество якобы полезных и необходимых вещей, например, математику, физику, литературу и русский язык и много чего еще. Но мало кто задумывается о том, что после окончания очередного класса дети не помнят ничего из того, что было вбито в них добросовестными учителями. Кто из вас легко и без видимых усилий скажет, какого цвета становится лакмусовая бумажка в кислой среде, или расскажет на память "Песнь о Буревестнике"? Не сомневаюсь, что найдутся и такие, только вот больше чем уверена, что их будет немного.

В современной школе много чего изменилось, практически ушли в небытие пионеры и октябрята, комсомольские слеты и походы в Мавзолей, но одно осталось точно – по-прежнему дети в школе получают огромное количество знаний, которые применить не могут. Часто слышны вздохи родителей о перенасыщенности школьной программы. Недавно где-то услышала замечательный разговор двух мамаш об учебе своих детей-первоклассников, которые по окончании первого полугодия обучения в школе умеют считать до тысячи, учатся решать уравнения с одним неизвестным, параллельно учат два языка и что-то там еще такое заумное, что я даже не очень поняла, но при этом плохо спят, борются с нервными срывами и другим заболеваниями нервной и иммунной системы.

По данным Всероссийского НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей и подростков (исследования проводились в обычной средней школе), состояние нервно-психологического здоровья детей в целом неблагополучно и с возрастом имеет тенденцию к ухудшению. Так, если в первых классах абсолютно здоровых детей 32 процента, то к четвертому этот показатель снижается до 22 процентов. Дети с функциональными отклонениями в первом классе составляют 23 процента, а в шестом – уже 29 процентов; 45 процентов детей к моменту окончания школы имеют хронические заболевания, до 80 процентов – отклонения в состоянии здоровья. Причины? Чрезвычайная загруженность школьных программ лишними сведениями, не влияющими на формирование базовых знаний, и как следствие – постоянные стрессовые ситуации в школе и дома.

Для чего учатся в школе? Чтобы поступить в университет, скажут некоторые. Точно. Но зачем будущему юристу или психологу в их профессиональной жизни то количество знаний о физике или химии, которые они получают в школе, а будущему физику или математику – настолько подробные сведения об истории искусства Древнего Египта?

Дети проводят по пять-шесть часов в школе и примерно столько же за подготовкой домашнего задания. А как же музыкалка или художка, которые некоторым детям интереснее и важнее, чем вся эта "необходимая программа"?

Нет никаких сомнений в том, что нормальный человек должен уметь посчитать до миллиона (хотя для более сложных арифметических действий можно использовать калькулятор), знать историю и литературу своей страны, первоначальные сведения по химии, физике и биологии, но не в таких же объемах, как дают в школах!

В нашей стране было принято ругать американскую или европейскую систему образования, но там-то у детей времени хватает на все, причем без ущерба их здоровью. Чем так плоха специализация в старших классах? Вероятно тем, что слишком рано позволяет детям становиться взрослыми и самостоятельными. Или же тем, что добавляет проблем администрации школы с организацией учебного процесса. Но почему в нашей стране принято думать обо всем, кроме людей?! Обидно, ведь дети, как это ни банально звучит, – наше будущее.

Но все же будем надеяться, что со временем вопросы реформирования образовательной системы в России все-таки будут решаться с учетом советов медиков, психологов, и мамы не будут переходить на неполный график работы, для того чтобы делать домашние задания своим чадам, и дети будут ходить в школу с радостью и за знаниями, а не на каторгу.

Выбор читателей