Масхадов стал адвокатом Хаттаба

В своих полных противоречий заявлениях Масхадов признает всесилие российских спецслужб и утверждает, что Хаттаб и Басаев исполняют его приказы

Маленький "мыльный" скандал с публикацией сразу в нескольких российских изданиях интервью "президента гор и блиндажей" Аслана Масхадова так и не перерос в грандиозный переполох – хотя бы потому, что бывший полковник – "гомо советикус" и принципиально не может сказать ничего нового. Годы партизанщины ломали и не таких деятелей. Другое дело, что мысли вслух еще пять лет назад "прошляпившего воеводство" Масхадова решили пропихнуть в интернет его заботливые "госчиновники", переправившие откровения босса чуть ли не в трусах через российско-азербайджанскую границу после серии высказываний некоторых политиков о политическом решении чеченской проблемы. Решили, что так будет лучше. Главное, вовремя. Скоро "зеленка", прятаться в горах станет легче, осталось Масхадову потерпеть немного. Будущий оперативный простор прибавляет оптимизма. Тем более что и президент Ингушетии Руслан Аушев не устает призывать к переговорам именно с опальным президентом Ичкерии, на то же намекает и отставной воевода "батько Кондрат", да всех и не перечислить.

Квинтэссенция выступления ичкерийского лидера объяснима. "Я – самый лучший, я – герой и спаситель нации, готовый в любой момент к переговорам с Путиным", – как и два, как и год назад, провозглашает Масхадов. Самореклама в интервью "НГ", которой почему-то отказываются верить даже на Западе, гласит следующее: "Я вынужден отводить себе основную роль в сопротивлении федеральным войскам (спасибо, Аслан Алиевич, за мягкость, а то удуговская братва наших-то называет не иначе как "стотысячной бандой некрофилов" – О.П.), поскольку народ избрал меня президентом и главнокомандующим. Я отвечаю за все. Не проводится ни одной операции без моего ведома… Я в курсе каждого подбитого БТРа, убитого солдата, офицера".

Масхадов знает про все – даже про теракт в Октябрьском районе Грозного, где от взрыва бомбы, заложенной в УАЗик, кроме сотрудников МВД, погибли местные жители – чеченцы; про мины, на которых регулярно подрываются рейсовые автобусы; про убийства священников, осмелившихся поддержать его бывшего соратника, а ныне злейшего врага Ахмада Кадырова. "Все это делается с моего ведома, я отдаю приказы и распоряжения", – повторяет контуженный Масхадов, замечая, что, к счастью, в Чечне еще остаются "камикадзе" – смертники, в числе которых подростки и женщины. Масхадов, как отец нации, тяжело болеет за бывших избирателей, не забывая покарать всех "стукачей и национал-предателей".

Правда, на этот раз президент Ичкерии запамятовал, как еще в конце 1999 года он дружески журил Басаева и Хаттаба за вторжение в Дагестан, отнекиваясь от любого "рейда моджахедов во имя Аллаха". Масхадов уже не обещает ни чеченцам в частности, ни россиянам вообще, "разобраться после войны с Хаттабом и наемниками, выставить их из республики". Наоборот, Масхадов от переизбытка свободного времени стал Хаттаба защищать. Оказывается, кровавый иорданец, на котором убитых куда больше, чем на Синей Бороде, альтруистически защищает братьев-мусульман. Видимо, деньги Бен Ладена и саудовских родственников Хаттаб не использует в войне, а приберегает для каких-то личных целей. Да и вообще, "арабы у нас – это обычные добровольцы, которые остались еще с той войны. Мы этого не можем запретить, а трошевы и маниловы прекрасно знают, что они воюют не с Хаттабом, а с чеченским народом".

Масхадов краток. И с Хаттабом, беспрекословно подчиняющимся "главнокомандующему", дескать, все на мази, и "индейцы" – банды наемников, арабов и элементарных уголовников, оказывается, беспрекословно выполняют все "ЦУ" ичкерийского "голого короля". А в принципе, во всем виноваты коварные российские спецслужбы, наравне с "ястребами" придумавшие "ваххабизм" и развязавшие гражданскую войну в Чечне. О Владимире Путине Масхадов тоже все знает, поскольку переговоры с ним, ичкерийским лидером, для президента России – смерть, а значит, федеральная власть в полном тупике.

Подпольный масхадовский PR статичен. Президент Ичкерии целых пять лет пытается стать публичным лидером, политиком – хотя бы такого уровня, как Жириновский – и реальным хозяином земли и народа, как любой из российских губернаторов. Парадокс в том, что стать политиком сейчас в России очень просто. Например, Анна Политковская, раскопавшая подозрительные ямы в десантном полку, которая не против жестко наказать армейских командиров, тоже автоматически стала публичной фигурой. А вот у Масхадова никак не получается вырасти из потрепанных камуфляжных штанов. Не дают это сделать, и вряд ли дадут в будущем.

Из досье "Yтра":

Аслан Масхадов родился 21 сентября 1951 года в поселке Шакай Осакаровкого района Карагандинской области Казахской ССР. В 1957 году вместе с родителями вернулся на родину в село Зебир-Юрт Надтеречного района Чечено-Ингушетии.

В 1972 году окончил Тбилисское высшее артиллерийское училище, в 1981 году – военную академию им. Калинина в Ленинграде (с отличием). Службу начинал командиром взвода на Дальнем Востоке. Командовал дивизионом, полком в Южной группе войск в Венгрии. В 1986-1992 гг. – командир полка, затем начальник ракетных войск и артиллерии дивизии в Прибалтийском военном округе, г. Вильнюс. В 1990 году, будучи начальником ракетных войск и артиллерии дивизии, принимал участие в захвате телецентра Вильнюса.

В 1992 году подал рапорт об отставке из Вооруженных Сил. Службу в Советской Армии закончил в звании полковника. 1992-1994 гг. – на службе в вооруженных силах Чеченской Республики, заместитель начальника главного штаба чеченских вооруженных формирований. 1994-1996 гг. – начальник главного штаба чеченских вооруженных формирований. Дивизионный генерал. В 1996 году – премьер-министр коалиционного правительства Чеченской Республики.

27 января 1997 года избран президентом Чеченской Республики (за него проголосовало 59,3% избирателей). 12 февраля 1997 года приведен к присяге, вступил в должность президента Чеченской Республики.


Жена – Кусама. Сын – Анзор, 23 года, живет в Малайзии. Дочь – Фатима, учится в школе. Внуку Шамилю 3 года.

Нервная система перенапряжена, последнее время бывает несдержан, раздражителен. В настоящее время А. Масхадов сохраняет за собой посты президента и премьер-министра.

В ноябре 1998 года начался конфликт между Масхадовым и полевыми командирами, который продолжается до сих пор. В 1998 году Масхадов охарактеризовал начатый против него процесс, который слушался в Верховном шариатском суде Ичкерии, как "фарс, затеянный определенными политическими силами, чтобы дестабилизировать ситуацию в республике и принизить роль президента".

За организацию вооруженного мятежа Генеральная прокуратура РФ 18 февраля 2000 года предъявила заочное обвинение по возбужденному уголовному делу по ст. 279 УК РФ. Объявлен в федеральный и международный розыск.

Масхадова поддерживают тейпы аллерой (глава – сам Масхадов, этому тейпу принадлежит также и Турпал-Али Атгериев) и ахшипатой. Кроме того, Масхадов также опирается на тейпы: цонторой, черной, агишбатай, деной и гоной.

Выбор читателей