Коктейль из классики и джаза

Возможно ли играть джаз-рок на "классических" музыкальных инструментах? Московская группа "Маримба Плюс" дает утвердительный ответ на этот вопрос

Marimba Plus – "Marimba Plus "

Первое (но не совсем адекватное), что приходит на ум – Camel, "Snow Goose" (’74). Список прочих обязательных ассоциаций: очень ранние Pink Floyd и Jethro Tull. И это притом, что в ансамбле нет ни одной гитары – инструмента, считающегося первоосновой рок-музыки. Маримба, флейта, кларнет, виолончель, контрабас, ударные и перкуссия – нечто вроде сильно усеченного симфонического оркестра. Стиль пластинки в единственную нишу не помещается. Примерно в равных долях терпкого джаз-рока и симфонической музыки; плюс – немного этнических мотивов (наличие маримбы обязывает!)… Как и ожидалось, без Гнесинки здесь не обошлось. Костяк группы сформировался в стенах этого прославленного училища (пардон, теперь Академии!). Начинается пластинка с… "Пластинки" – инструменты на одноименном треке подключаются к повествованию в порядке очереди, как и полагается при новом знакомстве. Разыгравшись, в джазово-фокстротной полифонии они образуют диковинные симфонические картины (данный термин заимствован из учебника по теории музыки). И если первый трек навеял видение о похождениях Синдбада где-нибудь в подземном царстве, то вторая дорожка, названная "Джунгли", по аналогии с Прокофьевым, могла бы называться как-то вроде "Маугли & Шер-Хан". Напористость совершенно по духу "джетроталловского" фрагмента обнаружилась в середине позиции №4 "Club Performance" (а начиналось все с почти невесомого дуновения летнего ветерка!). Диск мог бы служить изысканным примером смешения стилей – настолько непринужденно музыканты переходят от джазовой импровизации к "псевдо-классической" "Девушке" (нет, это не Равель – вся музыка альбома написана лидером группы Львом Слепнером)… И обратно, от задумчивой симфонической картинки – к знойному мареву "Ассирийской арабески". Немного найдется джаз-роковых коллективов, базирующихся на "классических" симфонических инструментах, да еще с экзотической маримбой в каждой композиции… Несомненно, это музыка для думающих слушателей. Название на этот раз, пожалуй, полностью оправдано: этот диск станет большим плюсом в коллекциях любителей: маримбы, джаз-рока, арт-рока, легкой симфонической музыки (нужное – подчеркнуть!)…

Официальная презентация альбома должна состояться 10 марта в клубе "DZEN" на Чистых прудах.

Издатель – РОФФ Текнолоджиз, 2001 г., ROFF CD-030
Оценка – ****


Weather Report – "Weather Report" (1971)

"…другой же – играет порой на баяне Сантану (С. Santana) и "Weather Report"…". Этой ироничной строкой из незабвенных "Двух трактористов" Б.Г. как бы окончательно поставил крест на возможных попытках исполнения одной из самых "завернутых" разновидностей джаз-рока – на единственном инструменте, к тому же с гармоническим "строем" (ладом). В музыке интернационального коллектива, названного "Прогноз погоды", значительная роль отведена диссонансам. "Редкая птица долетит до середины" композиций – настолько непривычны уху среднего российского обывателя выверты духовых по сетчатой подложке перкуссии. Альбом, записанный в 1971 году, хорош хотя бы потому, что внутри него еще окончательно (жестко) не выкристаллизовались черты стиля. Шаг влево – шаг вправо… Иногда дебют привлекает именно "размытостью границ"; пожалуй, в музыке все-таки преобладает "чистый" джаз – со свойственно-непредсказуемыми импровизациями. Ежедневно эту пластинку слушать вряд ли станешь, но под настроение – лучший отдых. Одна серьезная трудность: эту шумо-музыкальную сюиту нипочем не напеть или не сыграть на гармошке, тем более простому трактористу…

Издатель – ADA Sound Ltd/Projector Music Series, 2000 г., ADASD 07164
Оценка – ***


Dan Fogelberg – "HomeFree" (1973)

Дебютный соло-альбом Дана Фогельберга был записан в Нэшвилле, "столице" американской кантри-музыки. Географическое местоположение студии отразилось на содержании пластинки ровно настолько, чтобы понравиться не только узкому кругу ценителей "чистого" жанра. Заводных композиций в стиле кантри-н-вестерн на пластинке нет. Можно попытаться определить пластинку как собрание (кантри-)баллад с элементами арт-рока. Таким образом, получается что-то вроде еще одного Simon & Garfunkel в одном лице? В моменты, когда на передний план выходит звонкий перебор акустических гитар, диск становится более похожим на работы знаменитого квартета CSN&Young. Светлая и очень открытая музыка; тон всей пластинке задает первая композиция "To The Morning" – лирическая песня о наступлении нового дня. Доброе "Yтро" всем!

Издатель – ADA Sound Ltd/Projector Music Series, 2000 г., ADASD 07189
Оценка – ***


Пластинки для обзора были предоставлены компаниями Roff Technologies (1) и ADA Sound Ltd/Projector Music Series

Выбор читателей