Что такое электронное правительство?

Крупный правительственный портал, к которому в перспективе будут обращаться все граждане страны, – это, по сути, огромный медиа-ресурс c мощным потенциалом для проведения государственной пропаганды

Наиболее развитые страны мира, где пользователями интернета являются 30-50% населения, ближе всего подошли к электронной революции. Например, во Франции обсуждается инициатива присвоения всем гражданам с рождения персонального адреса электронной почты. В Австралии 6 июня 2000 года впервые в мире был официально зарегистрирован брак при помощи электронных подписей молодоженов, свидетелей и священника. А в Сингапуре, где в течение ближайших лет высокоскоростной доступ в интернет будет подведен к каждому дому, предполагается, что с 2008 года наличные деньги будут заменены электронными, которыми можно будет расплатиться везде, даже в автобусе.

Сингапур же стал и первой страной мира, где в 1999 году был создан крупный правительственный портал eCitizen Centre, на котором граждане страны могут не только получить информацию о том или ином государственном ведомстве, но и совершить ряд действий, ради которых ранее пришлось бы сходить в конкретное государственное учреждение. Для этого необходима всего лишь регистрация в системе, после чего во время каждого посещения сервера введение имени и пароля позволяет пользователю напрямую обращаться практически к любому подразделению правительства.

Сингапурский eCitizen Centre фактически является одним из первых реализованных в мире проектов, связанных с понятием так называемого электронного правительства, суть которого заключается в перенесении деятельности правительства в интернет, то есть в организации управления государством и взаимодействия с гражданами через интернет и другие информационные сети. Цель перевода деятельности правительства в интернет та же, что и цель перевода деятельности частных компаний, – увеличение эффективности работы. Это достигается, во-первых, за счет прохождения процессов передачи информации и финансовых потоков фактически в режиме реального времени; во-вторых, за счет снижения затрат; в-третьих, за счет увеличения качества предоставляемых услуг.

Основой работы электронного правительства является создание внутренней правительственной сети, объединяющей все органы государственной власти на территории страны (как федеральные министерства, так и их отдельные управления – скажем, по Москве, Петербургу и Нижнему), а также их отделения за рубежом. Следующим шагом после создания информационной правительственной сети является формирование в рамках этой сети единой правительственной базы данных, где аккумулируется вся правительственная информация, включая базу данных о гражданах и организациях, функционирующих на территории страны.

Крупный правительственный портал, к которому в перспективе будут обращаться практически все граждане страны, – это, по сути, огромный медиа-ресурс, обладающий большим потенциалом для проведения государственной пропаганды. С созданием единого правительственного портала в рамках электронного правительства государство получает средство для информационного обеспечения своей деятельности, средство для воздействия на общественное мнение.

Особое место в концепции электронного правительства занимает возможность прямого обращения ко всем государственным чиновникам через интернет. Для этого существует несколько основных способов. Наиболее распространенные из них – это либо предоставление публичного адреса электронной почты, либо создание на сайте ведомства специальной формы для отправки сообщения в государственное учреждение. Посредством подобной формы или по электронной почте любой гражданин может написать пожелания и замечания по деятельности конкретного ведомства, а также задать интересующие его вопросы. При этом предполагается, что ответ будет дан либо по электронной почте, либо выложен на ведомственном сайте в специальной рубрике.

Но это рутина. Наибольший же интерес пользователей Сети вызывают чаты с крупными государственными деятелями, например с главами государств или председателями правительств. На Западе это довольно частое явление, особенно перед выборами. Неоднократно проводились чаты с участием бывшего президента США Билла Клинтона, бывшего и нынешнего премьер-министров Израиля Беньямина Нетаньяху и Эхуда Барака и др. Как правило, подобные чаты проводятся не напрямую с высшими государственными чиновниками, а через специальных модераторов – ради избежания нежелательных эксцессов, которые время от времени имеют место. При проведении таких чатов, как правило, предпринимаются повышенные меры безопасности для предотвращения хакерских атак, чтобы не случилось казуса, происшедшего с премьер-министром Эстонии Марти Лааром, чат с участием которого был взломан хакерами. В результате эстонский премьер "наговорил" много такого, что пресс-служба правительства Эстонии после этого была вынуждена обратиться к журналистам с просьбой не распространять текст из злополучного чата, не сверив его предварительно с официальным релизом.

Перспективы e-government в России

Уже несколько лет в Государственной думе разрабатывается законопроект об электронной цифровой подписи. Это один из основополагающих документов для развития электронной коммерции, всего интернет-бизнеса и электронного правительства в том числе. Любые действия через интернет эффективны в том случае, если не требуют потом дублирования в офлайне. Если какой-нибудь договор заключается в онлайн-режиме, а для его подписания затем надо ехать за тридевять земель, то весь смысл подобного договора теряется.

Закон об электронной цифровой подписи принят пока только в странах Прибалтики: в Эстонии электронные подписи были узаконены весной, а в Литве – в июле 2000 года. В Государственной думе России лежат аж два проекта закона об ЭЦП: депутатский и правительственный. Вся их разница заключается в том, что для раскрытия сведений о владельце электронной подписи по правительственному варианту достаточно "законного требования правоохранительных органов", а по депутатскому – только через суд. Кроме того, в этом году в парламент внесен проект закона об электронном документе. Также в России очень слабо разработана схема электронных платежей. Хотя за последний год был предложено несколько подобных схем, но ни одна из них пока не получила официальной поддержки со стороны правительства.

Но это всего лишь проекты, как и проект закона, согласно которому все федеральные органы государственной власти обязаны иметь свой сайт, содержащий информацию о своей деятельности для свободного ознакомления граждан. Для самого парламента этот законопроект фактически предусматривает выкладывание результатов каждого голосования на сайты Федерального собрания.

Но и без этого закона практически все федеральные министерства имеют собственные представительства в интернете. По состоянию на конец января 2001 года только у Министерства национальностей не было своего сайта, и не загружался сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям. В отношении государственных комитетов и других государственных служб картина складывается гораздо менее радужная: только три госкомитета и одна федеральная служба имеют собственный сайт.

Полностью материал "Что такое электронное правительство" читайте в мартовском номере журнала "Планета Internet"

Читайте также

Выбор читателей