Курс рубля
- Режим свободного падения: что ждет рубль в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
- Предсказано мощное падение доллара по двум причинам
В таком же положении находятся и порты. С одной стороны – погрузочно-разгрузочные и связанные с ними работы, лоцманскую проводку, а в северных портах и работу ледоколов необходимо выполнять кому-то одному. С другой стороны – портов много, и часть из них взаимозаменяема. Отсюда и проблемы регулирования тарифов на портовые услуги: растущая себестоимость требует их повышения, а конкуренция с другими портами, в том числе иностранными, принуждает держать низкие цены.
Российские порты в период безвременья девяностых потеряли большую долю грузопотока. Загрузка мощностей перегрузочных комплексов в 2000 году составляла 30-80% на Северо-западе России, 40-70% – на Дальнем Востоке, незагружены мощности южных портов, таких как Темрюк. В то же время через порты Балтии, Финляндии и Украины в 2000 году было вывезено более 20 млн. тонн внешнеторговых грузов, которые можно было бы переработать в российских морских портах. Особенно тяжело пришлось портам на Северо-западе – прибалтийские порты "оттягивают" значительную долю грузов. К сожалению, не только импортных, идущих в Россию, но и российских экспортных. Конечно, частично это можно объяснить их более выгодным географическим расположением, более легкими условиями проводки судов, но многое относится и к сфере чисто конкурентной: более современное оборудование, способность быстрее принять и переработать грузы. В таких условиях тарифное регулирование должно, с одной стороны, дать портам возможность получить достаточно доходов для модернизации, с другой – сделать их тарифы привлекательными для потребителей.
Кроме того, в последние годы порты, особенно ощущающие давление конкурентов, сами неоднократно были инициаторами снижения тарифов на обработку тех или иных грузов – особенно во внесезонье. Например, в порту Санкт-Петербурга установлены льготные ставки портовых сборов, взимаемых морской администрацией портов, для судов "река-море", что позволило уменьшить затраты российских судовладельцев и сделало данный порт более привлекательным. Впрочем, специалисты считают, что уровень портовых сборов можно еще немного снизить, саму их систему упростить, а право взимания сборов передать непосредственным исполнителям работ. Да и правовой статус портовых сборов до сих пор не определен.
Есть смысл и в том, чтобы разделить административные и хозяйственные функции морских администраций портов, на которые сегодня возложено обеспечение безопасности мореплавания. Например, выделив из администрации службы капитана порта и образовав государственные унитарные предприятия по управлению госимуществом.
Вообще, правовых проблем в работе портов гораздо больше, чем хозяйственных. Практически только в 2000 году было закончено формирование реестра естественных монополий в этой области: портовые услуги оказывались в одних портах стивидорами, в других – самими морскими администрациями. Довольно сложно было разобраться, кто, в сущности, оказывает естественно-монопольные услуги, а кто – конкурентные. При разборке нередко открывались весьма интересные вещи. Например, контролирующие государственные органы (хлебинспекция, санэпиднадзор и проч.) практиковали оказание своих прямых обязанностей на коммерческих основах.
Вскрылись и правовые проблемы в вопросах регулирования негосударственных лоцманских организаций – закон не очень ясно говорит о том, где они могут создаваться, поэтому и создаются они в основном "на договорных началах" с администрацией порта. А шаткий статус создает определенные проблемы.
Кстати, лоцманы зачастую сами просятся в "естественные монополисты" – как по соображениям безопасности, за которую лоцман отвечает головой, так и по более приземленным расчетам. Ведь закрепление естественно-монопольного статуса – это не только госрегулирование (то есть ограничение прибыльности), но и гарантия от конкуренции. Так, в свое время в монополисты попросились речные лоцманы. При этом пришлось решать непростую дилемму: лоцманы и буксировщики на внутренних водных путях утратили связь с портовой деятельностью, однако их услуги подходят под определение естественно-монопольных.
Хотя, говоря о речных портах, нельзя не сказать о том, что в экономическом отношении они оказались удачливее морских портов. Тарифы на их услуги росли медленнее, чем инфляция, в результате внутренние речные перевозки выросли. В первую очередь это касается строительных грузов, леса, металла, нефти и удобрений. Увеличились и экспортные перевозки: особенно знаменательно переключение грузопотоков экспортного угля (400 тыс. тонн) с портов Украины на Усть-Донецкий и Ейский порты. Эксперты предсказывают, что при подъеме промышленного производства значительно возрастут перевозки строительных грузов, минеральных удобрений, нефти и нефтепродуктов, жидких химических грузов, грузов в крупнотоннажных контейнерах и др.
Оживление должно коснуться и морских портов: сегодня Россия особенно нуждается в реконструкции старых и открытии новых портов на Черном море и в Балтийском бассейне. Учитывая, что этим озаботились своевременно, можно надеяться на то, что скоро снова можно будет полюбоваться на заходящие в российские гавани корабли.
Судно моментально ушло под воду