Сайт ФСБ для взлома недоступен

Читайте интервью с экспертом Управления компьютерной и информационной безопасности ФСБ России полковником Владимиром Ивановым

Еще совсем недавно интернет был средой мистической. Его рассматривали не только как новую технологию, но и как новый способ коммуникации, как новую религию и очередной универсальный способ решения всех проблем. Но романтический период в развитии Сети завершен, большинство людей поняло, что интернет – отнюдь не новый способ думать, а новый мощный и многофункциональный инструмент, который хорошо подходит для решения самых разных проблем. Одни используют интернет для общения, другие – для поиска информации, третьи – для коммерческих проектов, четвертые – для реализации своих преступных намерений. Если преступники работают в киберпространстве, то там им должны противостоять специально подготовленные подразделения силовых структур.

На несколько вопросов корреспондента журнала "Планета Internet" согласился ответить эксперт Управления компьютерной и информационной безопасности ФСБ России полковник Владимир Иванов.

Александр Маляревский: Владимир Иванович, давайте уточним: какие структуры силовых ведомств России сегодня занимаются борьбой с киберпреступностью?

Владимир Иванов: На сегодняшний день за правопорядком в киберпространстве следят четыре правоохранительных ведомства. Кроме нашего управления, являющегося подразделением Федеральной службы безопасности, есть Управление "Р", входящее в структуру Министерства внутренних дел. Подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД России тоже занимаются аналогичными проблемами.

А. М.: Как развиваются контакты с киберполицейскими из других регионов мира?

В. И.: Достаточно активно. Ведь преступность не знает границ, а для киберпреступности это положение вдвойне справедливо. Поэтому мы, российские киберполицейские, поддерживаем контакты с коллегами из разных стран.

А. М.: Вернемся на киберпросторы России. Как изменилась у нас ситуация с компьютерной преступностью, скажем, за последний год?


В. И.: Прежде всего, следует отметить бурный рост числа преступлений, находящихся в компетенции нашего управления и в компетенции наших коллег из МВД. Статистические данные за прошлый год пока в стадии обработки, но первые десять месяцев 2000 года дали нам почти 30-процентный рост преступности по сравнению с тем же периодом 1999 года. Рост, как видно, огромный.

А. М.: Были ли зафиксированы хакерские атаки на промышленные объекты?

В. И.: Нет, если не считать атак на компьютерные системы банковских структур, то ни с чем подобным мы пока не встречались. Промышленные компьютерные системы, которые ведают, например, управлением полетами, работой по распределению энергетических потоков и другими масштабными задачами, обычно используют собственные узкоспециальные протоколы, поэтому попросту не имеют шлюзов с интернетом. Так что тут нет практически никакой возможности для взлома. Кроме того, сами системы не представляют интереса для хакеров, ведь даже после взлома этой системы невозможно перехватить управление какими-либо ресурсами.

А. М.: Какими примерами можно характеризовать ситуацию с электронными преступлениями?


В. И.: Как уже отмечалось, преступность в этой области растет. Опережающий темп роста корыстных преступлений происходит на фоне растущего компьютерного хулиганства. Например, сайт Федеральной службы безопасности постоянно подвергается атакам. Атак бывает в среднем 7-10 каждый день. Правда, ни одна из атак цели не достигла, наш сайт не удалось взломать никому. Кстати, это обстоятельство иллюстрирует еще одну простую мысль: если сайт правильно организован и его защита грамотно поставлена, то ресурс для взлома недоступен.

А. М.: Что же может удивить ФСБ?


В. И.: Потерпевшие – как отдельные граждане, так и компании – довольно редко сообщают нам (или нашим коллегам) о том, что стали жертвами преступных действий в киберпространстве. И вот это не может не удивлять. Конечно, иногда складывается ситуация, когда люди попросту не знают ни о факте совершенной на них атаки, ни об ее успешном завершении. Много раз случалось так, что мы ловили преступника и только от нас некоторые его жертвы узнавали о том, что кто-то паразитировал, например, на их доступе к интернету.

А. М.: Давайте напомним нашим читателям и пользователям, как можно с вами связаться.


В. И.: Очень просто: на нашем сайте есть адрес электронной почты, на который принимаются обращения граждан. Сейчас на этот адрес ежедневно приходят десятки писем. Изложенные в некоторых из них факты часто являются основанием для оперативной работы и возбуждения уголовных дел.


Полностью интервью с Владимиром Ивановым читайте в мартовском номере журнала "Планета Internet"

Читайте также

Выбор читателей