Шампанское осталось нетронутым...

Чемпионат Формулы-1 начался с триумфа Михаэля Шумахера в Мельбурне. Праздничную атмосферу омрачила информация о гибели одного из маршалов Формулы: в него попал осколок болида Жака Вильнева

Михаэль Шумахер с Гран При Австралии
52-й чемпионат Формулы-1 начался с триумфа Михаэля Шумахера в Мельбурне. Это уже пятая подряд победа немца в чемпионате, и вторая подряд – в Австралии. Шумахер с первого же этапа недвусмысленно дал понять: он – главный претендент на чемпионский титул. И пока не видно, что может ему помешать.

Гонка лишний раз доказала, что реальных конкурентов у "Феррари" и "Макларена" нет. Однако в уик-энд болиды лидеров не блистали надежностью. В пятницу у Барикелло сгорел мотор, у Шумахера возникли механические проблемы. Но к субботе неполадки были устранены, и гонщики "Феррари", отлично проведя квалификацию, заняли первую линию стартового поля (рекордное время Шумахера – 1.25,679, Барикелло – 1.26,068). Хаккинен был третьим, Култхард же из-за проблем с мотором смог пройти всего два быстрых круга и квалифицировался шестым. Так был создан задел для успеха "Феррари", который на следующий день использовал Шумахер.

Момент столкновения болида Жака Вильнева
Старт прошел без эксцессов, не считая столкновения "Уильямса" Монтойи и "Ягуара" Ирвайна. Машину Эдди развернуло, и он откатился в конец пелетона. Лидерство же захватил Михаэль Шумахер. За ним устремился Хаккинен. Однако уже на пятом круге страшная авария в гонке заставила забыть о борьбе на дистанции. Жак Вильнев отлично стартовал и боролся с Ральфом Шумахером за пятое место. При попытке обгона передние колеса "БАРа" наехали на задние "Уильямса", и в результате столкновения болид Вильнева буквально вылетел с трассы, несколько раз ударившись о стенку безопасности. На место аварии выехали машины скорой помощи, на трассе появился пейс-кар.

Пейс-кар ехал кругов десять, затем гонка возобновилась. Шумахер методично наращивал скорость, показывая лучшие результаты на круге. Его отрыв от Хаккинена к середине дистанции составлял пять секунд, и тут финн заметно облегчил Шумахеру путь к победе. На выходе из правого поворота "Аскари" у "Макларена" Мики произошел срыв заднего моста, и машина остановилась. Сложно сказать, была ли тут ошибка пилота на торможении или все дело в технических проблемах болида. Так или иначе, Хаккинен, как и в прошлом году, начинает чемпионат крайне неудачно.

После схода Хаккинена единственным конкурентом для Шумахера оставался Култхард, который шел вслед за Барикелло. На уормапе Дэвид показал лучшее время, однако шестое место в квалификации поставило шотландца в сложное положение. Но Дэвид, проиграв старт, смог затем выйти на четвертое место. Михаэль опережал шотландца на 10 секунд, к тому же Дэвида изо всех сил сдерживал Барикелло. Терпение Култхарда иссякло. На 33-м круге он в блестящем стиле обходит бразильца по внешней траектории на повороте "Уэйнфорд" и начинает погоню за Шумахером. Впрочем, немец полностью контролировал ход событий. Чтобы остудить пыл шотландца, он показывает фантастические результаты на трассе, доведя абсолютный рекорд времени на круге до 1.28,214 (с таким показателем немец был бы седьмым в квалификации!). Отрыв от Култхарда увеличился до 15 секунд. Тут, похоже, Михаэлю стало скучновато, и он совершил удивительную для него ошибку. Уже на 34-м круге он первым из лидеров заехал на пит-стоп. Шумахер третьим вернулся на трассу, в то время как Култхард при пустых баках стал показывать отличное время. Только на 42-м круге шотландец совершил дозаправку и благодаря более грамотной тактике пит-стопов смог сократить свое отставание от Шумахера до 9 секунд. За 16 кругов до финиша это время можно было отыграть, но только не в поединке с Шумахером. С той сумасшедшей скоростью, с которой немец мчался по дистанции, он мог позволить себе роскошь тактических ошибок. Хотя ближе к финишу Михаэль особенно не суетился, подпуская Дэвида к себе, но только на безопасное расстояние. На трех последних кругах Култхард приблизился к Шумахеру и в итоге проиграл чемпиону 1,7 секунды. Дэвид доказал, что его не стоит сбрасывать со счетов. Шотландец славился своим неумением совершать обгоны, но теперь мнение о нем изменится. Поединок Култхарда с Барикелло стал самым зрелищным моментом гонки. Бразилец проиграл и в итоге финишировал третьим, отстав от лидера на 33,4 секунды. Как и в прошлом году, оба пилота "Феррари" заняли места на подиуме.

По итогам квалификации конкуренцию лидерам мог составить "Джордан" (Френтцен в субботу был 4-м, Трулли – 7-м). Но для команды гонка не сложилась. У Трулли заглох мотор, и он в конце концов сошел с дистанции. Френтцен же в начале гонки слишком яростно принялся обгонять Барикелло, закрыл бразильцу траекторию, и Рубенс спокойно отправил немца в гравий. По ходу дистанции Хайнц-Харальд смог выйти на пятое место, но из-за более длинного пит-стопа пропустил вперед Хайдфельда и набрал только одно очко. Другой команде с мотором "Хонда" – "БАРу", несмотря на аварию Вильнева, удалось выступить лучше. Оливье Панис повторил прошлогодний успех Жака, став четвертым.

Неудачно выступили пилоты "Уильямса". Ральф Шумахер, показавший пятый результат в квалификации, рассчитывал на подиум, но из-за столкновения с Вильневом сошел с трассы. Монтойя всю гонку шел лучшим из дебютантов. После выхода из боксов он был пятым. Еще немного, и Хуан Пабло смог бы, как и Педро де ла Роса в 1999 году, набрать очки в первой же своей гонке. Но на 42-м круге у его машины сгорает новый мотор "БМВ", и для колумбийца Гран-при заканчивается.

Потрясающе плохо выглядел "Бенеттон". Никто от него не ждал хороших результатов, но такой оглушительный провал не мог привидеться Флавио Бриатторе даже в самых черных кошмарах. Проблемы с мотором "Рено", возникавшие в течение всего межсезонья, преследовали "Бенеттон" и в гонке. Физикелла и Баттон заняли последние места из классифицировавшихся пилотов (Физикелла отстал от Шумахера на три круга, Баттон за четыре круга до финиша вообще сошел с дистанции). Видимо, даже планы команды хотя бы один раз добраться до подиума нереальны, и "Бенеттону" предстоит упорная борьба с "Минарди" за предпоследнее место.

Сенсацией стало выступление "Заубера". Ник Хайфельд принес команде первые два очка. Всю гонку он провел без ошибок, а на последних кругах не оставил ни малейшего шанса Френтцену в борьбе за пятое место. Кими Райкконен финишировал 7-м, показав лучший среди дебютантов результат. У Кими пока только временная лицензия на четыре гонки чемпионата. Теперь проблем с ее продлением у Райкконена не возникнет. Но главным героем гонки стал... 19-летний Фернандо Алонсо из "Минарди". На своей скромной машине, оснащенной мотором "Форд" двухгодичной давности и практически необкатанной в межсезонье, он умудрился занять 12-е место, став впереди "Бенеттонов". Алонсо – бесспорный талант. Результат Фернандо кажется еще более впечатляющим на фоне бесславного выступления его партнера, опытного Маркеса, который на квалификации не смог попасть в 107% и только благодаря снисходительности ФИА вышел на гонку.

Вопреки ожиданиям, не получилось "шинной войны" между "Бриджстоуном" и "Мишлен", по крайней мере первая битва закончилась полным разгромом французского производителя. Лучший "мишленовец" Лучано Бурти занял 8-е место, а всего из 10 пилотов с шинами "Мишлен" смогли финишировать только пятеро. Так что возвращение французов в Формулу после 16-летнего отсутствия трудно назвать триумфальным. Нехватка опыта дает о себе знать.

Гонка в Австралии прошла под знаком превосходства "Феррари". Она не отличалась зрелищностью и особенной интригой. Было ясно, что Шумахер не упустит победы. К сожалению, чемпионат начался с трагедии. По ходу гонки пришла информация о гибели одного из маршалов Формулы: в него попал осколок болида Вильнева. Новость омрачила атмосферу на стадионе. Радости на лицах победителей заметно не было, а традиционное шампанское призеры этапа оставили нетронутым. Надо признать, что, несмотря на предпринятые руководством ФИА меры безопасности, Формула-1 продолжает оставаться одним из самых кровавых видов спорта.

Выбор читателей