"Инструмент культуры" из Гатчины

VII фестиваль "Литература и кино" открылся в Гатчине 24 февраля и завершился 3 марта. С каждым годом этот киносмотр становится респектабельнее, не теряя в по-хорошему провинциальной душевности

Среди многочисленных кинофестивалей, проходящих в нашей стране, особое место занимают так называемые "периферийные". Именно к ним хотелось бы привлечь внимание публики, поскольку порой складывается впечатление, что за пределами МКАД в культурной жизни мало что происходит. Тем не менее, в провинции кипит культурный процесс, чему свидетельством служит закрывшийся в конце прошлой недели фестиваль "Литература и кино", проходивший с 24 февраля по 3 марта в Гатчине.

Одной из "примет" стало приглашение на роль ведущего церемонии открытия Эммануила Виторгана, сменившего на этом посту Игоря Дмитриева; правда, вторая ведущая осталась прежней – актриса Людмила Шевель.

Открытие фестиваля посетили такие звезды отечественного кино, как Лидия Федосеева-Шукшина, Людмила Зайцева, Станислав Садальский, Евгений Дога, Юрий Назаров, Елена Морозова и другие. Фильмы дебютантов представляла актерская династия – Кирилл и Мария Лавровы, а также внучка Кирилла Юрьевича школьница Оля. Мария Лаврова пожелала начинающим режиссерам удачи на вторые и третьи фильмы. А Кирилл Лавров вспомнил свой дебют: "Почему-то на студии имени Довженко, почему-то некий армянский режиссер ставил фильм "Второй караван", действие которого происходило почему-то в Буэнос-Айресе. Я изображал бессловесного бармена. Но на всю жизнь запомнил этот дымок, который бывает в кинопавильоне – он отравил меня навсегда. И с тех юных пор два божества – театр и кино – не отпускают…".

Затем состоялось традиционное для гатчинских открытий чествование заслуженных кинематографистов. Нынче ими стали два ветерана – Георгий Натансон (которому в этом году исполняется 80 лет) и Александр Володин. Режиссер со сценаристом встретились в 1966 г. при создании фильма "Старшая сестра"; после показа фрагмента из него великие старики поднялись на сцену. И, совершенно забыв о регламенте, стали вспоминать, как этот фильм начинался. При этом Александр Моисеевич назвал свой сценарий "дерьмовым", а фильм Натансона – "очень хорошим". Георгий же Григорьевич выразился с точностью до наоборот; выяснилось, что Володина травили и его сценарий дали Натансону, который, в свою очередь, умолял позволить ему снимать хоть что-нибудь "недорогое", что не жалко потом "списать в брак".

В завершение открытия Станислав Садальский процитировал Жана Габена. У великого актера однажды спросили, что нужно для хорошего фильма. "Сценарий, сценарий и еще раз сценарий", – ответил Габен. "И для хорошего артиста, – сказал Садальский, – нужны те же три вещи. Поэтому я приветствую гатчинский фестиваль!" Затем гости и участники, а также гатчинцы увидели фильм Михаила Пташука "В августе 44-го" в рамках информационного показа.

На следующий день с утра начались конкурсные показы и традиционные экскурсии. Из фестивальных новостей необходимо отметить возросшее количество прессы: в этом году аккредитовалось около сорока печатных изданий, а также радио- и телекомпаний. Кроме того, более четко означено присутствие Гатчинского форума в интернете. В прошлом году уже проходила прямая сетевая трансляция некоторых фестивальных событий и интервью, однако без предварительных анонсов и прочей организационной работы это был всего лишь эксперимент. В этом году фестиваль уже имеет свою страничку на сайте города Гатчина, где можно не только познакомиться со всей программой и традиционными сведениями, но и ежевечерне стать участником интернет-обсуждений разных фильмов и кинопроблем.

Жюри под председательством писателя Сергея Есина присудило гран-при фестиваля "Гранатовый браслет" фильму "Бедная Лиза" (США – Россия, по мотивам повести Н.И. Карамзина, режиссер Слава Цукерман). Большой приз жюри и денежная премия в $5 тыс., учрежденная холдингом "Терра", вручены Алексею Учителю за фильм "Дневник его жены" (Россия, 2000). Специальный приз жюри и 90-томное издание энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона – Сергею Серегину за анимационный фильм "Лукоморье. Няня" (Россия, 2000, по мотивам произведений А.С. Пушкина). Специальный приз жюри и 90-томное собрание сочинений Льва Толстого – Евгению Ростовскому за фильм "Кроткая" (Россия, 2000, по рассказу Ф.М. Достоевского). Приз за лучшую женскую роль – Галине Тюниной, за лучшую мужскую роль – Андрею Смирнову, за лучший женский дебют – Елене Морозовой, сыгравшим в фильме "Дневник его жены" Веру Муромцеву-Бунину, Бунина и Маргу соответственно. Специальный приз Ученого совета литературного института им. Горького и холдинга "Терра", а также премия в размере $5 тыс. присуждены Евгению Миронову за исполнение ролей Гурова в картине "Дневник его жены" и Алехина во внеконкурсном фильме "В августе 44-го" Михаила Пташука. Приз Гильдии киноведов и кинокритиков России – традиционный "Слон" – вручен Мураду Ибрагимбекову за фильм "Истинные происшествия" (Россия – Азербайджан, по мотивам рассказов Михаила Зощенко). Приз оргкомитета фестиваля "За честь и достоинство" – писателю Владимиру Войновичу. Приз зрительских симпатий (по анкетному опросу) – фильму "Игра на вылет" (Россия, по повести Юрия Полякова, режиссер Константин Одегов). Приз читательского жюри фестиваля – фильму "Два товарища" Валерия Пендраковского. Приз молодежного жюри фестиваля "Надежда" – анимационной программе ВГИКа. Приз газеты "Культура" – фильму "Лукоморье. Няня". Приз "Независимой газеты" – фильму "Текст, или Апология комментария" (Россия, по байкам Фаины Раневской и рассказу Владимира Набокова, режиссер Екатерина Харламова).

Памятный приз губернатора Ленинградской области – "отцу-основателю" фестиваля и неизменному председателю жюри Сергею Есину. Он на заключительной пресс-конференции сказал, что за семь лет Гатчинский киносмотр – этот "малозаласканный прессой фестиваль – не юг, не курорт" превратился "из полулюбительского мероприятия в инструмент нашей культуры". В этом году произошел качественный скачок в проведении "Литературы и кино". Его посетили три "реальных" и достаточно крупных писателя – Владимир Войнович, Виктор Ерофеев и Юрий Поляков.

Что касается решений жюри, то большие споры вызвало присуждение гран-при фильму "Бедная Лиза". Некоторым участникам фестиваля и журналистам картина понравилась бережным отношением к тексту Карамзина, другие сочли, что текст испортить в принципе нельзя, а весь фильм – скучное полусамодеятельное произведение, основанное на перечислении общих мест и откровенных штампов: от колокольного звона до петушков на палочке. Автор сценария и сопродюсер фильма американка София Ромма в университете изучала курс "Короткая русская история" и решила "дописать" Карамзина, сделав из его десятистраничного рассказа 120-страничный сценарий, к работе над фильмом она привлекла Бена Газзара (в роли не то рассказчика, не то самого Карамзина), Ли Гранта (Эраст), Ирину Купченко (мать Лизы), а также Александра Гениса в качестве консультанта по эпохе и Славу Цукермана, автора фильма "Жидкое небо".

Выбор читателей