Правительство оказалось лишним

Грызлову правительство нравится, но он готов ему не доверять, если это понадобится президенту для роспуска Думы

Вчерашние намеки "Единства", не исключившего своего присоединения к депутатским голосам, требующих отставки правительства, придали вялотекущей интриге, инспирированной коммунистами, известную остроту. Проправительственная фракция, готовящая сваливать правительство, – это, по меньшей мере, пища для размышления для всех оставшихся фракций. Глагол несовершенного вида "сваливать" против совершенного "свалить" в данном случае только и уместен: действие сейчас важнее результата. Грызлова можно было понять так: к правительству мы лояльны, и как раз скидывать его не желаем, а желаем вляпать Думу в такую ситуацию, чтобы президент, так же благожелательно относящийся к Михаилу Касьянову, получил бы конституционное право Думу разогнать. Слова прямые, слова откровенные произнесены были лично Грызловым, что может значить одно: Кремль на пороге очередной политической операции.

Ситуация, обострившаяся вчера, родилась как заурядный пиар со стороны коммунистов. Геннадий Зюганов на излете зимы, то есть наиболее тяжелого для российской экономики сезона, решил напомнить своим избирателям о себе как о главе оппозиции. В последние год-полтора коммунистическая верхушка пребывала в своего рода трансе, лишенная привычных ориентиров в лице "антинародного режима" в целом и отдельных его представителей в частности. Борьба с энергетиком Чубайсом для системной оппозиции выглядела как-то мелковато, да и то трудно было понять, кто к Анатолию Борисовичу более пристрастен – коммунисты ли или люди из Кремля, весьма жестко бичующие главу РАО "ЕЭС". Таким образом, предстоящий демарш с требованиями отставки планировался как домашняя заготовка, своего рода плановое внутрипартийное мероприятие. И вполне безобидное: в нынешней Думе сил, готовых повалить правительство, не было и не предвиделось.

Первые сюрпризы начались вскоре после объявления КПРФ о своей инициативе. Правые обмолвились, что и они при случае выразят правительству свое "фи". Примерно то же самое заявили "яблочники". Понятное дело, правые – это не то, что левые, тут мотивация иная. Если левые критикуют правительство за излишний либерализм, то как раз правые – за прямо противоположное, за недостаточность оного. Однако заявления типа "дадим правительству месяц, а там посмотрим" со стороны правых выглядело скорее еще одной пиар-акцией, так сказать сопутствующей главной, коммунистической, чем заранее спланированной и до конца осознанной стратегией. И в этом случае Касьянову бояться было нечего.

Но включение в игру "Единства" меняет, похоже, все. Именно в этот момент муссирующиеся в последние несколько месяцев слухи о смене главы кабинета переходят в вполне практическую плоскость. Правительству не страшны все интриги на свете, затеваемые в стенах Думы. А вот интриги из Кремля – вещь серьезная. В последнее время ряд СМИ выдвигал в преемники Касьянова фигуры Сергея Иванова, Кириенко, Немцова и даже Волошина. Если в этом всем и есть доля правды, то только одна: президент желает смены кабинета. Именно это может почувствовать в нынешних словах и, возможно, в завтрашних делах "Единства" Михаил Касьянов. Именно это, а вовсе не сценарий по роспуску Думы.

Впрочем, последнее огульно отметать тоже не стоит. Что за роспуск президентом Думы? Существенное увеличение доли представительства "Единства" в нижней палате парламента, раз. Предполагаемое изгнание неудобных "СПС" и "Яблока", два. Реальное объединение правящих элит из "ОВР" и "Единства" под крышей последнего, три. Что в минусе? Очередные немалые расходы на предвыборную кампанию, раз. Реальное сужение политического спектра сил, стоящих у власти, два. Жесткое деление Думы на коммунистов и некоммунистов, три. Впрочем, все три минуса относительны. Кто в нашей стране считается с расходами, когда речь идет о важных политических комбинациях? Что касается исхода их стен парламента правых и, возможно, части центристских партий, то это в свете теории о "малопартийной" системе и не минус вовсе.

Правые, должно быть, сейчас очень жалеют о так некстати вырвавшихся у них словах недоверия к действующему правительству. И они, и коммунисты сейчас вовлечены в чужую игру, игру "Единства", а если быть точнее, игру Кремля. И если в этой игре, по сценарию роспуска Думы, коммунистам в любом случае светит парламент очередного призыва, то правые могут потерять и то немногое, что у них есть. Ближайшие дни должны показать, готов ли Кремль к рискованной игре или мы стали свидетелями очередных пробных шаров.

Выбор читателей