Почему "проспал" перископ "Гринвилла"?

Комиссия ВМФ США начала работу по расследованию причин столкновения АПЛ "Гринвилл" с японским траулером "Эхиме-Мару". Основная причина столкновения выяснена - это присутствие гражданских лиц на АПЛ

В понедельник в Гонолулу начала свою работу следственная комиссия военно-морского флота США, пытающаяся разобраться в причинах произошедшей 9 февраля трагедии, когда американская атомная подлодка "Гринвилл" протаранила и пустила ко дну японский траулер.

Комиссия, в которую входят три американских адмирала и - на птичьих правах "наблюдателя" - один японский, является административным органом, но ее деятельность может иметь юридические последствия: она может рекомендовать командующему Тихоокеанским флотом США отдать виновных под трибунал. Но может ограничиться и выговором. В любом случае, говорят военные, карьера капитана злополучной подлодки командора Скотта Уоддла на этом закончена.

Вместе с Уоддлом перед комиссией предстали двое других офицеров 120-метровой торпедной подлодки класса "Лос-Анджелес".

Напомним, что подлодка отрабатывала 9 февраля экстренное всплытие неподалеку от Гавайев и врезалась в японский траулер "Эхиме-Мару", на борту которого была группа учащихся техникума. В течение считанных минут 58-метровое судно затонуло. Удалось спасти 26 человек. Девять, в том числе четыре подростка, погибли.

Комиссии, которая будет заседать несколько недель, предстоит ответить на ряд вопросов. Главный из них, разумеется, касается того, почему лодка не заметила над собой рыболовное судно.

К этому часу стали известны причины, по которым произошло столкновение "Гринвилла" и "Эхиме-мару". Ряд нарушений процедуры всплытия подводной лодки, совершенных экипажем американской АПЛ, привел к этой трагедии. Такое заявление сделал адмирал запаса ВМС США Чарльз Гриффитц, ведущий расследование происшествия.

Он отметил, что, во-первых, экстренное всплытие подлодки было осуществлено на 43 минуты позже намеченного графика, так как обед с находившимися на борту гражданскими лицами затянулся, что отчасти было вызвано беседой с гостями капитана АПЛ Скотта Веддла.

Во-вторых, отставание от графика, по мнению следователя, вынудило командира не проводить все необходимые процедуры подготовки к всплытию. Он приказал экипажу выйти на перископную глубину в течение 5 мин., вместо положенных по уставу, как минимум, 10 мин., в течение которых проводится проверка морской поверхности на наличие других кораблей.

В-третьих, экран сонара, который позволяет командиру и дежурному офицеру оценить ситуацию на поверхности из командной рубки, не работал. Ранее было принято решение отложить его ремонт до возвращения в порт, так как решение проблемы в море требовало слишком длительных и сложных операций.

В-четвертых, офицер-гидроакустик, в чьи обязанности входило обучение молодых подводников, большую часть времени осуществлял обязанности гида для гражданских гостей на лодке.

И, наконец, офицер огневого контроля, который следит за траекторией движения судов на поверхности моря, получил данные о том, что японское судно находится в 4,5 км от лодки, когда она вышла на перископную глубину. Однако он не сумел сообщить эти данные командиру или дежурному офицеру, так как между ним и вышеуказанными офицерами стояли гражданские лица.

Министр обороны США Дональд Рамсфелд запретил приглашать гражданских гостей в подобные места, но предсказывают, что запрет долго не продлится: Пентагон считает эти визиты крайне полезными для обработки людей, от которых зависит его бюджет.

Японская сторона в лице посла в США Суньцзи Яная ждет формальных извинений от капитана Уоддла. Посол подчеркивает, что его страна надеется услышать от капитана связную версию случившегося, а не только просьбу о прощении.

Слушания в комиссии начались с того, что гражданский адвокат капитана лодки Чарльз Гиттинс заявил протест против включения в нее японского адмирала Исамы Одзавы, хотя он не имеет права голоса.

Его включение в комиссию - это еще одна попытка Вашингтона загладить свою вину перед японцами, перед которыми уже публично извинились и президент Буш, и госсекретарь Колин Пауэлл, и министр Рамсфелд, и посол США в Токио Том Фоули.

Японские и американские специалисты разрабатывают способ подъема с глубины 600 м судна "Эхиме-мару". Согласно поступившим сообщениям, направленные МИД Японии специалисты встретились в Вашингтоне с представителями командования ВМС США для обсуждения порядка и времени осуществления операции по подъему.

Американские эксперты предлагают подвести под сильно поврежденный в результате столкновения с субмариной корпус "Эхиме-мару" несколько стальных листов. Для этого песок из-под корпуса судна водоизмещением около 499 т предполагается удалить с помощью нагнетаемого мощными компрессорами сжатого воздуха. К стальным листам, которые должны быть затем обернуты вокруг "Эхиме-мару", будут прикреплены тросы. Они и помогут поднять судно. Все работы на глубине предполагается производить с помощью дистанционно управляемых глубоководных аппаратов.

Выбор читателей