ТOP-35 от Анджея Вайды

Выдающемуся польскому кинорежиссеру Анджею Вайде сегодня исполняется 75 лет. 35 его фильмов - энциклопедия жизни. В прошлом году Вайда был награжден "Оскаром" за свои достижения в области киноискусства

Выдающемуся польскому кинорежиссеру Анджею Вайде сегодня исполняется 75 лет.

Анджей Вайда родился 6 марта 1926 г. в Сувалках (северо-восток Польши). Окончил Краковскую Академию художеств и Высшую киношколу в Лодзи. Начинал как режиссер и сценарист короткометражных фильмов. Создатель "польской киношколы". Лауреат многочисленных премий и наград международных кинофестивалей. Постановщик десятков театральных спектаклей (также и на московских сценах), представлений и телефильмов.

Важнейшие кинофильмы:
"Поколение",
"Канал",
"Пепел и алмаз",
"Пепел",
"Все на продажу",
"Охота на мух",
"Березняк",
"Пейзаж после битвы",
"Свадьба",
"Земля обетованная",
"Человек из мрамора",
"Без наркоза",
"Человек из железа",
"Дантон",
"Бесы",
"Корчак",
"Кольцо с орлом в короне",
"Страстная неделя",
"Пан Тадеуш".

Жена - Кристина Захватович, актриса, сценограф, художник по костюмам.

Вайда уже первой кинокартиной "Поколение" в 1955 г. громко заявил о себе как о продолжателе лучших традиций романтического направления польской культуры. В этой картине, как и последующих, "Канал", "Пепел и алмаз", "Летучая", художник показал судьбу своего поколения в наиболее трагический момент польской истории - годы Второй мировой войны.

Вайда - наиболее известный режиссер польской школы кинематографа - является одним из лучших театральных режиссеров Польши. Наиболее плодотворным периодом его деятельности на подмостках были годы сотрудничества со Старым театром в Кракове. На этой сцене в семидесятые годы, в частности, были поставлены спектакли по произведениям Федора Достоевского "Преступление и наказание" и "Бесы", которые считаются в Польше одними из самых значимых постановок минувшего века.

Многочисленные картины Анджея Вайды, который снял в общей сложности 35 фильмов, отмечены самыми высокими кинематографическими наградами. Его фильмы "Канал" (1955 г.) и "Человек из железа" (1981 г.) награждены соответственно Серебряной и Золотой Пальмой кинофестиваля в Каннах. "Пепел и алмаз" был отмечен Венецианским кинофестивалем в 1958 году. Кинокартины "Березняк" (1970 г.) и "Земля обетованная" (1974 г.) признаны лучшими на Московских кинофестивалях.

В прошлом году Вайда был награжден "Оскаром" за свои достижения в области киноискусства.

Режиссер продолжает активно и плодотворно работать. В 1999 г. он экранизировал произведения классика польской литературы поэта Адама Мицкевича "Пан Тадеуш". Эта картина стала наиболее посещаемой польскими кинозрителями за последние годы.

Анджей Вайда планирует в ближайшее время снять две кинокартины. Первая - документальный фильм "Мои неудачные фильмы", который, как отметил режиссер, позволит кинозрителям узнать особенности его работы во время съемок. Вторая - художественный кинофильм по рассказу одного из любимых писателей режиссера Ярослава Ивашкевича "Июньская ночь".

Он не терпит ни интереса к своей частной жизни, ни прожектора, наведенного на его персону. Интервьюеров отправляет к фильмам: "Там все сказано". Постепенно ему перестали задавать вопросы такого рода, оставили в покое. К тому же в фильмах Вайды отсутствует прямая авторская речь, никогда нет первого лица, нет "Я" ни в кадре, ни в фонограмме.

Индивидуальное, пережитое у него всегда предстает в виде объективного повествования. Личное биографам приходится "вычислять". В сонме колоритных типов, которыми богаты артистические профессии, Анджей Вайда не привлечет к себе ни эксцентричностью поведения, ни причудливыми зигзагами судьбы, ни скандальными историями, ни любовными похождениями. Удивительно, но даже анекдоты, байки, сплетни не ходят о нем в кинематографической среде.

Да, его репутация безупречна, его облик строг, чтобы не сказать суров. В молодости был он красив: тонкие черты лица, высокий и чистый лоб, светлые глаза, каштановая шевелюра. Потом поседел, но сохранил осанку и благородное изящество. Именно таким и представляем мы себе ясновельможного польского пана. Доброжелательный и любезный, но закрытый.

"Я ничего не сочиняю. Мои фильмы - часть моей жизни. На экране моя биография".

"Не списывайте меня в архив, столько еще хочу сделать",- сказал Вайда накануне юбилея. Он мечтает открыть двухлетнюю режиссерскую школу и, конечно же, снять новые фильмы - о трагедии в Катыни, где погиб его отец, и о современной Польше, которую хочет показать через "женский взгляд" на примере судьбы шахтерских жен в одном из "умирающих" горняцких поселков.

Отвечая на вопросы молодых кинематографистов о тайнах своего мастерства, Вайда сказал: "Надо любить кино и процесс его создания - любить актеров, снимающихся в фильме, запах кинопленки. Иначе картина будет мертвой. А я все это очень люблю с той давней поры, когда началась моя жизнь в кино".

Выбор читателей