ЕС, Запад и все остальные

В основе европейской тяги к единству лежит не что иное, как ощущение этнической общности. Европейцы постепенно осознают себя не столько немцами или испанцами, сколько единым суперэтносом

Европейский союз неуклонно принимает формы федеративного государства. Об этом свидетельствует и общий рынок, и единая валюта, и "шенгенское" свободное перемещение в его границах. Наконец, создается какое-то подобие политического союза, формируется (пока что со скрипом) общая внешняя политика, ведутся разговоры о европейских вооруженных силах, создании различных "еврофайтеров".

Интересно, однако, что в эру торжествующего прагматизма не только целесообразность и расчет перекраивают политическую карту мира. В основе европейской тяги к единству лежит (под покровом экономических и политических соображений) не что иное, как ощущение этнической общности. Европейцы постепенно осознают себя не столько немцами или испанцами, сколько единым суперэтносом. "Но позвольте, – скажут знатоки Гумилева, – западный суперэтнос, "цивилизация", в которую входит и ЕС и США, давно существует и благополучно ощущает свою целостность перед лицом покоряемого им остального мира!" Представляется, однако, что справедливость этого убеждения постепенно уходит в историю: западный мир все менее обнаруживает признаки единства. Два трансатлантических его полюса – Соединенные Штаты и Европа – ощущают себя по отношению друг к другу неоднородными; их политика и культуры постепенно расходятся. Между ними, несмотря на обоюдные реверансы (в основном, конечно, со стороны Европы), назревают достаточно серьезные противоречия.

Пока конфликты (будь то "банановая война" или даже разногласия в рамках НАТО) носят внутрисистемный характер – чистой воды борьба за преобладание. Однако постепенно арена подспудного противостояния ЕС – США выходит за рамки системы: взаимосвязанность современного мира придает европейско-американскому соперничеству все более глобальный масштаб, тем более что коллизия интересов сторон проявляется во многих регионах планеты (упомянем хотя бы Каспий, Иран, Китай и Россию). Партнеры по трансатлантическому диалогу сознают друг друга конкурентами на мировой экономической и политической авансцене наравне с третьими странами и регионами (Юго-Восточной Азией, тем же Китаем). А главное, ЕС и США начинают по-разному относиться к третьим странам, выбирая себе различных "своих" и "чужих". Это говорит о существенной утрате комплиментарности двух полюсов западной цивилизации.

По геополитическим мотивам Евросоюз начинает тяготеть к евразийской общности: будучи долгое время отрезанным от Азии советским блоком, ЕС "наводит мосты" в этом направлении – в прямом и переносном смысле. Развиваются связи с азиатскими "тиграми", ищутся точки соприкосновения с Китаем, возникает желание опереться на российские энергетические ресурсы (но с оглядкой, ибо – и хочется и колется), создается система евроазиатских транспортных коридоров.

Поэтому же для ЕС стала вполне приемлемой мысль о присоединении восточноевропейских государств – даже православных, даже экономически слабых, даже с иной культурной и правовой традицией. ЕС как этническая общность пытается "найти себя" не только внутри, но и вне рамок собственно "западного мира".

В настоящее время и само понятие "западный мир" претерпевает изменения. Согласно Гумилеву, Запад, именовавшийся некогда "христианским миром", теперь объединен "цивилизацией" и "прогрессом", что соответствует психологическому облику современного западного человека. Однако новый тип – "человек преуспевающий", живущий в обществе потребления, – оказался слишком уж притягательным образом для иных культур: "дурной" пример заразителен, и сейчас уже не только арабский мир (мусульманский суперэтнос) и Юго-Восточная Азия, но и Китай, Россия и даже Африка стремятся присоединиться к "экономической цивилизации". А в чужой монастырь со своим уставом не ходят – и стремящимся вкусить блага цивилизованного мира приходится перенимать его "правила игры", начиная с английского языка и шелкового галстука.

Но вот в чем "насмешка эпохи": качества и стереотипы, являющиеся для западного человека и общества основой мироощущения и культурной традицией, перестают быть исключительным их достоянием. Они перенимаются совершенно чуждыми культурами и превращаются тем самым в некие абстрактные и во многом лишенные смысла глобальные правила этикета. Не только поведенческие и ментальные стереотипы, но и принципы организации экономики, государства и общества на западный манер (рынок, демократия, права человека и правовое государство) принимаются незападными культурами формально – постольку, поскольку это требует "политкорректность" – и в итоге выхолащиваются. Эти выстраданные западным обществом ценности, во многом совершенно ненужные и непонятные иным культурам, становятся современными законами выживания, развития и экспансии любых этносов. Их принятие вовсе не обязательно влечет культурное нивелирование наций (хотя такое воздействие не исключено) – скорее, они просто "выносятся за скобки" собственно национальных культур. Это своего рода стандартная "маска" для любого участника "венецианского карнавала" современного мира. Вот почему этносы Европы не устраивает одна лишь принадлежность к суперэтносу "западная цивилизация" – они стремятся к большей конкретности и осязаемости своей общности.

Этнические процессы в Европе неотделимы и от мировой социальной и политической среды: они проходят в условиях усиливающейся взаимосвязанности и взаимозависимости всех частей и стран мира. Этносфера Земли становится в настоящее время, наряду с мировой экономикой и мировой политической ареной, вполне осязаемым явлением. В планетарном масштабе наметилось формирование нового суперэтноса – общества потребления (поглощающего свыше 80% мировых ресурсов), или "золотого миллиарда человечества", контролирующего ресурсы, производство и мировую финансовую систему. Его не следует ассоциировать исключительно с "западной цивилизацией": последняя, как было сказано, постепенно теряет свое индивидуальное наполнение, превращаясь во всеобщую маску.

"Общество потребления" как суперэтнос открыто для представителей любой культурной и этнической группы, лишь бы она обладала достаточной экономической мощью и политическим авторитетом, а также приняла "правила игры", пусть даже формально. Новый суперэтнос формируется отнюдь не на основе "взаимных симпатий" его членов. Напротив, их отношения могут граничить с ненавистью (пауки в банке), они могут и не видеть друг в друге "своих" – но общность их объективно привилегированного положения будет формировать и общее осознание необходимости в той или иной форме отгородиться от остального мира.

В этих условиях этнизация политического пространства Европы выглядит не только возможной, но и желательной для европейцев. Во-первых, представляется, что только как единый суперэтнос они смогут сохранить свою самобытность, весь калейдоскоп европейских культур. А во-вторых, только как внутренне единое, достаточно активное и резистентное сообщество Европейский союз сможет успешно конкурировать с нынешними и потенциальными своими "партнерами" по "золотому миллиарду человечества".

Выбор читателей