Морская пучина в Третьяковке

В обрамлении малоизвестной графики Третьяковка на Крымском валу представляет "Девятый вал" Ивана Айвазовского. На два месяца Москва погружается в бушующую стихию соленого океана

Почти два месяца в залах Третьяковки на Крымском валу будет бушевать океан, поглощая в пучине вод незадачливых моряков, манить лазоревой далью или обманчивым спокойствием. Соединив малоизвестную графику из фонда Третьяковской галереи и хрестоматийный "Девятый вал" из Русского музея в Санкт-Петербурге, организаторы обеспечили выставке внимание и эстетствующей публики, и широких народных масс.

Как гласят исторические источники, в начале XIX века перебрался с юга Польши в жаркую Феодосию торговец Константин (Геворг) Григорьевич Гайвазовский. 17 июля 1817 года в книгу рождений и крещений местной армянской церкви была внесена запись о том, что родился "Ованес, сын Геворга Айвазяна". Еще до переезда в Феодосию отец художника переделал свою фамилию на польский лад и добавил начальную букву "Г". Свои ранние работы художник подписывал Гай или Гайвазовский. В 1841 году Ованес, или Иван Константинович, решил использовать в написании два варианта – Айвазовский и Айвазян. Такой вот нелегкий путь "переименования" прошел великий живописец, известный во всем мире как русский маринист Иван Константинович Айвазовский.

Пожалуй, главный парадокс гения Айвазовского заключается в том, что художник, в активе которого примерно шесть тысяч картин на морские темы, никогда не писал пейзажи с натуры, считая движения морских стихий неуловимыми для кисти. Айвазовский умел опираться только на свою феноменальную память. А ему было что вспомнить. В 1844 году в Бискайском заливе у берегов Испании он пережил сокрушительный шторм, в результате которого корабль сочли утонувшим – петербургские и европейские газеты сообщили о гибели молодого, но уже хорошо известного русского живописца. Рассказывая позже о пережитых мгновениях, Айвазовский признавался, что страх не подавил в нем способности воспринять и сохранить в памяти эту "дивную живую картину" разъяренного моря.

Помимо "Девятого вала", который путешествует из Петербурга в Москву уже во второй раз (в 1967 году картина побывала в столице на 150-летие со дня рождения Айвазовского), на выставке можно увидеть еще два масштабных полотна: "Вид Одессы в лунную ночь" и "Вид Константинополя при лунном освещении". Третьяковка вытащила из своих закромов "Радугу" и очередной "вид", теперь уже на Леандровую башню в Константинополе, плюс 34 живописных и 10 графических работ. В состав выставки также включена одна из самых ранних картин художника, недавно приобретенная Третьяковской галереей, – "Конец бури на море" (1839). Из редких сухопутных пейзажей – "Овцы на пастбище" и "Украинский пейзаж с чумаками".

Несмотря на титул мариниста, художник не брезговал и городскими пейзажами, правда, исключительно морских держав, любил запечатлевать горные ущелья или стайку барашков, гонимую пастухом по зеленым склонам. Стоит ли говорить, что гряда скал и обрывов в пейзажах Айвазовского неуловимо напоминает шквальный накат волн, застывших в камне.

Эта экспозиция – несомненно одно из интереснейших культурных событий этого сезона. Айвазовского в Первопрестольной демонстрируют раз в тридцать лет, и то в рамках популярных теперь "выставок одной картины". Шедевр демонстрируется в окружении не столь выдающихся работ других художников или же знакомых только узким специалистам произведений самого мастера. Пушкинский музей показывал таким образом Вермера и "Венеру Урбинскую" Тициана, Третьяковка принимала "Последний день Помпеи" Карла Брюллова. Айвазовскому посчастливилось попасть в череду таких проектов. Да и нам повезло.

Выставка продлится до 22 апреля.

Выбор читателей