Сладко, аж жуть!

Совращение шоколадом. Когда в город приходит Жюльетт Бинош – в городе кончается высокая нравственность и начинается разврат

Юг Франции. 1959 год. Весна. Начало Великого поста. Французы заколотили огромными гвоздями винные погреба, перестали покупать белый хлеб и мясо, выкатили из подвалов кадушки с квашеной капустой и все как один приготовились поститься. Грустно. Только лягушки радуются, плодятся и размножаются, поскольку их путешествие из болота в кастрюлю отложено как минимум на сорок дней.

Обычно в такой момент, согласно доброй книжно-киношной традиции ("Нужные вещи" Стивена Кинга, "Иствикские ведьмы" и т.п.), в тихий застойный городок должен явиться дьявол, чтобы встряхнуть его обитателей, искушать их разными искушениями или просто показать, как сейчас поживает Кузькина матушка.

Дьявол на рандеву не явился. Зато в городок прибыла загадочная особа, подозрительно похожая на Жюльетт Бинош. Не поймешь – то ли странствующая шоколадница, то ли все-таки дьяволица. Они, дьяволицы, ведь тоже разные бывают (см. "Ослепленный желаниями"). Или даже не прибыла – ее принес северный ветер. Папа Бинош, путешествуя по Южной Америке, попробовал настоящее какао и нашел себе туземную жену, принадлежавшую к кочевому племени. Страсть к кочевой жизни и какао передалась по наследству и героине Бинош. Каждый год она вместе с дочкой переезжает из города в город, следуя за северным ветром. И в каждом городе открывает кондитерскую. Напоминает в этом аспекте Мэри Поппинс, чьи перемещения в пространстве также были каким-то образом связаны с ветром.

Сразу по прибытии Бинош открыла кафе и давай лепить и продавать конфеты, пирожные и другие сладости. Местное население в большинстве своем отнеслось к ней, мягко говоря, настороженно. В церковь не ходит – раз. Имеет на иждивении маленькую дочь, не будучи замужем, – два. Шоколадницу она открыла аккурат накануне Великого поста и прямо через улицу от церкви, что попахивает святотатством, – три. Процесс искушения человека со времен Адама и Евы шагнул далеко вперед. Теперь людей соблазняют не яблоками (кого нынче соблазнишь яблоками?), а шоколадом. И весь городок, вместо умерщвления плоти, втихаря придается греху чревоугодия.

Шоколад – это ведь не просто сладость, не карамелька какая, не зефир. В шоколаде есть нечто мистическое. После его поедания в кровь человека выбрасывается гормон счастья эндорфин, он же, как известно, вырабатывается при занятии сексом. Шоколад изменяет людей. Они вновь просыпаются к жизни, бунтуют против устоев. Жена уходит от мужа, старый джентльмен решается объясниться в любви объекту желания. Гусары, пожрав шоколаду, вместо дуэли мирно расходятся по домам.

Жюльетт Бинош в фильме смотрится очень хорошо (она всегда хорошо смотрится), но до уровня "Английского пациента" и "Три цвета: синий", пожалуй, не дотягивает. Джуди Денч играет старуху, сварливую снаружи и добрую внутри, но в роли "М" в Бондиане она смотрится гораздо убедительнее. Кэрри-Энн Мосс сделала в актерском плане шаг вперед и вверх по сравнению с Тринити из "Матрицы". На мой вгляд, самая удачная роль в фильме – мэр городка (Альфред Молина), единственный человек, противостоящий языческой интервенции. Там еще Джонни Депп есть. Но если неудачно выйти покурить, то можно его пропустить. Роль о-о-о-чень маленькая. И похоже, что проходная.

Фильм выдвинут на Оскара по пяти номинациям (об этом ниже), из чего следует, что в нем присутствуют некие идеи, близкие по духу киноакадемикам. В глубине копаться не будем, а по поверхности пошарим.

Борьба между язычеством и Католической церковью (олицетворяющей систему). Поскольку на стороне язычества шоколад, оно побеждает. Да и сам фильм снят в протестанской Америке, а как ихние кинодеятели относятся к католицизму – отдельный разговор. Борьба же человека против системы – самая любимая в Голливуде тема. Будь то Ларри Флинт против народа или Нео против Матрицы. Неважно. Главное – чтоб в одиночку и чтоб победил.

Феминизм. Куда ж без него. Все мужчины в фильме показаны крайне неаппетитно, а все женщины – наоборот. К тому же, я так понял, что францзуские мужики пьют не меньше нашего. Просто сами они пожиже. Разве ж наш смог бы так упиться сухачем?

И последняя идея – кушайте шоколад до отвала, и все у вас будет хорошо! Потом попринимаете, конечно, с полгодика всякие гербалайфы, польете на физиономию "Клиросил" ведрами и снова – бегом за шоколадом. Есть подозрение, что фильм проспонсирован разными конторами типа "Марс", "Нестле" и "Красный Октябрь". По выходе из зала лично я сразу отправился в магазин и купил огромную коробку конфет.

В целом же "Шоколад" – сказка. Хорошая (хотя и чуток затянутая), добрая сказка для взрослых. Предсказуемая. А где вы читали непредсказуемые сказки? По сюжету напоминает фильм "Плезантвиль". Очень напоминает. Я бы даже сказал "в ноль". Только там люди становились цветными после занятия сексом. Здесь – поев сладостей. Секс лучше.

Номинации на "Оскара" такие: лучшая актриса (Бинош), лучшая актриса второго плана (Джуди Денч), лучшая картина, музыка, адаптированный сценарий. Если премии и светят, то вряд ли больше одной. Наибольшие шансы – у сценария.

Выбор читателей